Настасья Костина, специально для Casual Friday
– Здравствуйте! Это – быдло. У нас тут… – что дальше – неважно, на другом конце телефона уже просто катаются по полу. Это был всего лишь звонок организаторам ночного квеста от команды под названием «Быдло». Таких историй у оргов (= организаторов) и самих игроков – миллионы.
«Ночной дозор» и потом Encounter однажды потрясли Пермь. Это было «wow!», «ничоси!», и так далее по списку всех сленговых и восхитительно непотребных слов.
Было необычно играть глубокой ночью, когда весь город спит. Было невероятно лазать по тем местам, куда и днем-то страшно сунуться. И было очень весело.
«Жду команду у драмтеатра, я – агент-лиса (= один из оргов на машине, кого игроки должны догнать, чтобы получить от него подсказку). По сценарию, меня должны были закидать «капитошками» (вода в резиновом изделии). Так вот, звонок мне и вопрос от игрока: «А почему у вас лиса такая дикая?» – «Вы о чем?» – «Ну, мы приехали на Октябрьскую, тут «девятка» крутила пятаки, мы ее гон...ми закидали, а водила сказал, щас вернется и даст всем ...ды. Так нам ждать или нет???».
Ну а потом дозорные ушли спать. Волна спала. Wow-эффект кончился.
Игроки «Дозора» тех лет сначала перетекли в конкурирующую игру Encounter, потом и вовсе бросили «в игрушки играть». Кто тогда увлекался «Дозором», теперь нянчится с детьми и режется в настольные игры. Чаще всего. Другие ищут экстрим в самых разных хобби: яхтинг, вейкбординг, да все что угодно.
К примеру, некоторые знакомые проводят «кулинарные битвы» – несколько семейных пар по очереди готовят ужины, приглашают друг друга, в баллах оценивают угощение, потом выявляют победителей. Семейное такое развлечение. И вполне себе экстремальное, кстати: «Гости уже звонят в дверь! А у нас кухня вся в дыму! Ничего не видно!», ну и все такое.
Первый организатор «Дозора» в Перми Александр Скребейко сейчас вообще осваивает, так сказать, новую модную и экстремальную игру под условным названием «как открыть свое дело и выжить в Крыму».
Игра продолжает существовать, в первую очередь, за счет постоянного обновления игроков. Как подметили организаторы, «дозоровское» поколение обновляется каждые 1,5-2 года. Одни игроки начинают уставать от всего, им на смену приходят новые. Они еще не знают всех тех мест (локаций), которые облазили их предшественники. Им, как и первым, все интересно. Кстати, увлекались «Дозором» всегда очень разные люди – от подростков до «солидных дядей». Но средний возраст колеблется около 25 лет.
Во-вторых, меняются сами организаторы. Здесь период – будете смеяться – примерно 5 лет. Можно сказать, что сейчас работает уже 3-е поколение оргов.
В общем, игра не умирает в первую очередь за счет естественных процессов обновления. Но что изменилось в самой игре? Эволюционирует она или нет?
Первый момент – это технический прогресс. «Начинались игры на ICQ и с бумажными картами, говорит Михаил Гойко («организатор 2-го поколения»), а теперь движок, электронные карты, GPS и прочие технические штуки». Подскочившая скорость мобильного интернета, куча гаджетов у каждого – все это влияет на игровой процесс.
Второе. Игра усложнилась. Масштабнее, шире стало само «поле» – места, где нужно искать коды. Локации теперь большие, кодов стало больше, говорит сегодняшний организатор пермского «Дозора» Евгений Горлов. И если раньше коды писали, как правило, баллонами, а, значит, они были крупными и заметными, то года 4 назад орги полностью перешли на «маркерные коды». Они мелкие, найти их трудно.
Третье. «Большой упор в игре стал делаться на сценарий, антураж. Мы привлекаем больше новых людей – сценаристов, агентов, – говорит Евгений. – Теперь это не просто «загадки порешать и побегать». Сейчас участники больше погружены в атмосферу игры». Например, в игре по фильму «Звонок» фигурировала девочка в балахоне, с распущенными волосами. Были даже бои роботов по фильму «Живая сталь»: каждая команда должна была привезти робота, и в парке устроили схватки между ними.
«Дозор» как своего рода ночные «12 записок» с загадками и беготней теперь больше похож на перфоманс, костюмированное шоу. Кстати, на это повлияло и модное направление в игровой индустрии – квеструмы. «Это мейнстрим, – говорит Евгений. – Нужно, чтобы люди не только ездили, бегали, прыгали, но и чувствовали себя в той или иной роли. Тогда интереса больше».
«Все больше стараемся делать игру как шоу», – говорит орг. И это, пожалуй, ключевая перемена в «Дозоре» за 10 лет его существования.
А соль по большому счету осталась прежней. «Это как тренировка. Нужно включить у себя всё: победу над страхом, голову, физподготовку, удачу. Каждая игра – это как маленькая жизнь, ты ее проживаешь и радуешься. Как праздничный день, когда живешь его один раз и отрываешься по полной», – рассказывает один из бывших игроков «Дозора» Артемий.