В той части пермской деловой жизни, которую принято называть «малым бизнесом», явно что-то происходит. Вы заметили? «Всюду жизнь!» – сказал бы ведущий программы о животных и всплеснул ручками. Под каждым листочком – то новый магазинчик, то танцевальная студия, то кофейня, то сыроедческое антикафе. Ребята из Кудымкара производят брендовые варежки и продают в столице, недавние пермские студенты выпускают стильные ежедневники или дурацкие футболки, в только что открывшемся киоске «кофе с собой» - очередь и кофе отличный.
По всему диапазону сферы услуг, b2c-сегменту, как называют его маркетологи, зрительно ощущается рост количества проектов и их креативности. Новые мелкие игроки приходят во все ниши: развлечения, питание, путешествия, услуги для детей, экологичные продукты и одежда, питание и напитки (ешьте у нас, берите навынос или закажите доставку), продукция с региональным колоритом, бытовые услуги. Какие-то чуваки все время ломятся в ваш аккаунт Вконтакте – приходи в наш новый ресторан, выпей кофе в нашем новом книжном магазине, ждем тебя на ярмарке хенд-мейд хендмейда. Меня – впечатляет.
При этом не нужно впадать в иллюзии – этот всплеск активности скорее «визуальный» и в одной сфере – услуги населению. В целом ситуация обратная: сегмент «малого бизнеса» сжимается. Последний удар правительства – ужесточение налогообложения ИП привел к сокращению числа ИП-шников в Пермском крае на 16% (за девять месяцев 2013 года).
«Чем хуже условия, тем лучше результат» - это религиозная доктрина, в бизнесе такого не бывает. Что же происходит?
Это новая волна. Ее создает молодое поколение пермских предпринимателей. Знакомьтесь: за большинством проектов стоят именно 25-30-летние стартаперы.
Общие условия для начала бизнеса сейчас, возможно, самые плохие за последнее десятилетие. Удушающий рост налоговых ставок для ООО и ИП, давление крупных компаний, сложности с привлечением персонала (из-за высоких зарплат в крупных компаниях и на госслужбе), отсутствие полноценного рынка помещений под розничные проекты, стагнация покупательной способности населения.
Все это вгоняет в пессимизм предпринимателей постарше. Тех, кто стартовал в конце 90-х или в нулевые. Они еще помнят снижение налогов для малого бизнеса, бурный рост спроса со стороны населения, отсутствие проблем с заполнением вакансий. Я много разговаривал со знакомыми предпринимателями этой волны – они загрустили еще несколько лет назад. Сначала активизация крупных и национальных компаний на потребительских рынках, скупка или выжимание местных игроков. Потом торможение доходов населения, бешеные налоги и конкуренция за работников с госсектором. «Пытался переманить к себе мелкого специалиста из администрации, на хорошую рыночную зарплату – не пошла. Там с премиями, выслугой и чем-то еще выходит больше », - жаловался на днях мой знакомый предприниматель.
Но, новичков это не пугает. Они сами пугают порой совсем слабым представлением о модели получения прибыли, стратегии развития и прочих правильных атрибутах бизнеса. Значительная часть подалась в предприниматели не для того, чтобы круто заработать, а просто потому, что прикольно делать что-то свое. Не лежать на диване, не сидеть часами на совещаниях в мега-холдингах.
Делай сам, делай как для себя, - девиз новой волны. «Не смогли купить нормальных овощей в супермаркете и открыли магазин натуральных продуктов», - так появился в Перми новый магазин «Деревенька fresh». «Придумала как меньше заниматься готовкой и запустила производство продуктовых комплектов «Варим-жарим», - еще одна история молодой предпринимательницы.
Лично видел на днях 25-летнего будущего предпринимателя в крупном брендинговом агентстве. Открывает кафе, пришел заказывать логотип, дизайн и прочие штучки. Деньги – родительские. Я бы в его годы клевую машину купил. Но сейчас другая шкала крутости, кому нужна эта машина.
Гибнут проекты новичков, конечно, тоже пачками.
Может ли получиться что-то путное из этого броуновского движения?
Возможно, да. Нельзя недооценивать системное развитие предпринимательской инициативы. Посмотрите на США – культ предпринимательства как идея, которая работает две сотни лет. И вытягивает страну раз за разом. Я хорошо помню 90-е – все крутое было сделано в Японии: бытовая техника, машины. Товары из Америки? Ну разве, что окорочка или Uncle Ben’s. А сейчас: смартфоны, планшеты, компьютеры, интернет-сервисы, платежные системы – все лучшее сделано в Америке. За всеми прорывными проектами стоят харизматичные предприниматели – от Джобса и Элона Маска до Цукерберга. От японцев остались только автомобили. Но Tesla уже заряжает батарейки.
Хочется ли вам такого будущего? Мне тоже. Поэтому сходите в антикафе, купите стаканчик кофе и смешную футболку. Пусть растут.
Casual Friday - авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.