Чем ближе выборные кампании в крае, тем сильнее активность интернет-ботов. Сразу несколько пермских интернет-разработчиков отмечают в январе-феврале наплыв заказчиков, которые хотели бы завести вымышленные аккаунты для продвижения своей политической повестки в социальных сетях. Однако эффективность интернет-ботов как инструмент предвыборных кампаний в Госдуму, краевое заксобрание и гордуму Перми сегодня сомнительна.
Во-первых, мало времени. Праймериз «Единой России» намечены на май, они пройдут по открытой модели, и участвовать в них смогут не только единороссы. Выбирать кандидатов избиратели будут через голосование на избирательных участках. «Мало времени, чтобы повлиять на общественное мнение. В социальных сетях коммуникации носят длинных характер и под них нужно устраивать длинную коммуникативную платформу. Не многие политики готовы вести свои аккаунты постоянно. Выход в социальные сети — это долгосрочная история. Это как хорошие бренды, которые выходят в соцсети для того, чтобы выстраивать долгосрочные отношения с потребителями. В пермском сегменте Facebook достаточно тех, кто имеет достаточно четкую позицию по политическим вопросам и можно ли этих людей переубедить за три месяца, я сомневаюсь. Но есть часть аудитории, которая молчит и читает, информацию можно «пулять» в нее. Но обратную связь сразу не получить, только на участках, когда они придут голосовать. А политикам хотелось бы обратную связь раньше», — считает источник ТЕКСТа, знакомый с ситуацией.
С другой стороны, подавляющее большинство граждан интересуется политикой, а интернет — хорошая возможность для вброса информации, правдивой или нет — другой вопрос. Впрочем, политикой в интернете интересуется не каждый. «Несмотря на то, что интернет проникает все шире, многие люди в нем ищут своих знакомых, одноклассников и политикой не интересуются, редко о ней заговаривают. Надо понимать, что интернет – это супермаркет, где каждый берет, что ему нужно», — считает руководитель рекламно-политического агентства «Агитпроп» Александр Пахолков.
Во-вторых, большинство избирателей — люди пожилого возраста, неактивные пользователи соцсетей. При обычной явке в 20-25% на местные выборы работа интернет-ботов неэффективна — они не доберутся до своей аудитории. «Если говорить про большие выборы, а они еще никогда не проводились летом, сентябрь — практически лето, то стоит ожидать явку в районе 50%. В данном случае интернет-аудитория будет частично захвачена, но людям эта тема выборов неинтересна. Посмотрите на тиражи общественно-политических газет, кроме тех, которые выпускаются бесплатно. Материалов о выборах в них ничтожное количество. Активность интернет-ботов сегодня означает одно — большинство политтехнологов не умеет заниматься выборами. Это сегодня модно, под это можно списывать деньги», — говорит Александр Пахолков.
В-третьих, агитация через интернет-ботов в соцсетях будет размытой. «Прямого электорального эффекта это не дает, только косвенный. Газета, разложенная по почтовым ящикам на Крохалевке или Садовом эффективней, чем интернет-бот. Тут ты точно «прокидал» своих избирателей, но откуда знать, твой ли это избиратель в соцсети», — говорит Александр Пахолков.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.