Банковские онлайн-сервисы набирают обороты. С начала пандемии участники рынка недвижимости отмечают рост дистанционных заявок на ипотечные кредиты, а некоторые банки — рост депозитных вкладов, оформленных удалённо. В ближайшем будущем покупка новостроек вообще может стать «бесконтактной» для большинства клиентов, а вот на вторичном рынке личное посещение и просмотр квартиры остается основным способом выбора.
Как рассказала заместитель генерального директора компании «Талан» Наталья Гарифуллина, сейчас существуют онлайн-инструменты для всех этапов сделки, кроме подписания кредитного договора: начиная от подачи заявки и бронирования квартиры до получения одобрения банка и регистрации договора. «Регистрация сделки в 90% случаях проходит виртуально, до пандемии этот показатель составлял 60%-70%» — отметила эксперт.
В Абсолют Банке запустили специальный сервис «Ипотека под ключ». Как пояснил руководитель банка в Перми Владислав Мезин, сервис позволяет заемщикам подать онлайн-заявку на жилищный кредит самостоятельно, в личном кабинете, прикрепить файлы с документами и отправить на рассмотрение. Окончательное решение по заявке приходит буквально в течение часа.
«Сегодня через этот сервис мы получаем около 10% заявок. Думаю, уже в ближайшие месяцы через «Ипотеку под ключ» будет приходить до 15%-20% заявок», — прогнозирует банкир. Он также отмечает, что 80% заемщиков при покупке квартиры дистанционно заказывают оценку недвижимости на сайте Абсолют Банка через онлайн-систему SRG.
Онлайн-сервисы позволяют банкам расширить зону обслуживания клиентов. За последние два года Абсолют Банк подключил почти всех партнеров среди риэлторов и застройщиков к цифровой платформе банка. Это позволяет клиентам получить ипотеку дистанционно в офисе партнеров. Даже в тех городах, где нет отделений банка.
Неизбежный онлайн-рост
За первое полугодие выросло и общее количество онлайн-переводов. Как сообщили в пресс-службе пермского отделения Банка России, благодаря расширению банками дистанционного банковского обслуживания, за первое полугодие 2020 года количество онлайн-переводов физических лиц составило 101 тыс. платежей на сумму 1,7 млрд рублей (темп роста относительно первого полугодия 2019 года – 127%), в том числе через телефоны — 3,2 тыс. платежей на сумму 9,2 млн. рублей (соответственно, темп роста – 107%).
Владислав Мезин отметил, что среди самых востребованных ипотечных онлайн-операций – внесение ежемесячного платежа и частичное досрочное погашение кредита. Около 70% заемщиков банка в текущем году гасили ипотеку через мобильное приложение или интернет-банк.
Выросла и популярность онлайн-депозитов. В Абсолют Банке по итогам третьего квартала 2020 года доля вкладов, открытых дистанционно, составила почти 40% от общего депозитного портфеля физических лиц. Это превышает результаты аналогичного периода прошлого года в шесть раз.
В Пермском отделении Центробанка полагают, что доля клиентов банков, которые предпочтут оформление ипотеки и совершение других операций онлайн будет только расти, по крайней мере, до завершения пандемии.
А Владислав Мезин дает еще более оптимистичный прогноз: «Период самоизоляции стал всего лишь катализатором для более активного запуска дистанционных сервисов на приоритетных направлениях в рознице. Эффекта «отката» в офлайн не будет».
Будет ли расти «бесконтактная» покупка квартиры
Директор федерального агентства недвижимости «Этажи» Алексей Терентьев считает: «Покупая квартиру в новостройке, люди покупают мечту. Они изучают дом по изображениям, которые показывает девелопер, видеороликам, изучают отзывы, планировки, документы. Все это можно сделать онлайн. Поэтому, по статистике нашего агентства, до 15% сделок с новостройками на сегодняшний день проводится без посещения офиса продаж».
Он также отмечает, что развитие онлайн-сервисов позволяет людям чаще рассматривать варианты недвижимости не только в своем городе, но и в других регионах.
Наталья Гарифуллина из «Талана» сообщила, что 10-15% клиентов компании согласны приобрести жилье, не посещая офис продаж. До весны 2020 года этот показатель был значительно меньше — 1-3%. «Если клиент покупает квартиру для собственного проживания, как правило, он не ограничивается онлайн-показами. Ему важно посетить и офис продаж, и строительную площадку с шоурумом, чтобы лично убедиться в правильности выбора», — пояснила Гарифуллина.
А вот со вторичным жильем — другая картина. Эксперты говорят, что в этом сегменте доля онлайн-покупок будет оставаться низкой. «На сегодняшний день не более 5% сделок проводится после онлайн-показов. Многие продавцы готовы проводить показ квартиры онлайн по WhatsApp или Zoom. Но подавляющее большинство покупателей, безусловно, хочет увидеть квартиру своими глазами, почувствовать запахи, посмотреть на соседей», — пояснил Алексей Терентьев.
Владислав Мезин соглашается, что видеоэкскурсии могут стать дополнительным инструментом продаж, но не заменят личные впечатления. И едва ли это изменится в будущем. А вот все другие элементы сделки, помимо просмотра квартиры, вполне могут уйти в онлайн и для покупателей «вторички».
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).