«Огород в городе». Как пермячка создала общественное движение городских огородников
Несколько лет назад Наталья Калашникова решила вернуться из Екатеринбурга в родную Пермь, чтобы помочь родственникам отстоять от незаконного сноса родовое поместье. Старый полукаменный дом с огородом стоял рядом со стройплощадкой будущего комплекса «Город в городе» и в любой момент мог быть снесен.
Однажды, проходя мимо вывески строящегося комплекса, Наталье пришла забавная мысль. Она представила, как люди из офисов класса А и 5-звездочных номеров высотного стеклянно-бетонного хайтека будут наблюдать за неспешной жизнью людей, работающих в огороде, топящих печки, носящих воду с колонки и поливающих грядки.
Тогда девушка в шутку решила создать в соцсетях паблик для городских огородников и назвать его «Огород в городе». Постепенно ее проект перерос в настоящее общественное движение городских огородников, а родовое поместье сохранилось до наших дней.
«Отвоевать дом у нас все-таки получилось. Понимая, что огород в центре Перми вряд ли, кроме собственников, кому- то нужен, мы решили сделать это место площадкой для социально значимых проектов»,- говорит Наталья. С этой целью жильцы дома стали восстанавливать и сам дом, и старинный 160-летний огород, а также обустраивать место для проведения мероприятий. Они разработали инфраструктуру огорода для гостей, построили большую летнюю кухню, красивый подъезд и входную группу. Так родовое поместье стало публичным огородом, куда могли прийти все желающие.
Одновременно Наталья стала развивать идею городского огородничества, пропаганду здорового и экологичного образа жизни на примере конкретно взятого дома. Позже с единомышленниками она внедрила на территории поместья раздельный сбор мусора, компост, альтернативу бытовой химии и т.д.
Кроме того, восстановленный огород стал давать излишки, и постепенно это место превратилось в питомник растений для озеленения города. Так появилось движение «Цветочная дармарка», которое Наталья придумала и реализовала вместе с Надеждой Баглей, автором проекта «Сад соловьёв у речки Уинки». К проекту «Огород в городе» подключилась и городской активист Аня Фадеева, которая помогла организовать на территории домовладения первое публичное мероприятие - «Абсолютно бесплатную ярмарку». Далее в рамках проекта последовала целая волна эко-активности.
«Конечно, не обошлось без финансовых сложностей, но мы справлялись своими силами, постепенно, шаг за шагом. Основная же сложность была в консолидации собственников дома, не всем жильцам публичный огород был по душе»,- вспоминает Наталья.
Не смотря на это, проект развивался и получил потрясающий отклик жителей не только Перми, но и Москвы и Екатеринбурга. Девушка и сама не ожидала такой поддержки - моральной и информационной. Тогда ей помогал кто чем мог. Именно эта поддержка вселяла в нее оптимизм развивать проект дальше.
Однако в мае этого года жильцы старого дома решили полностью отказаться от участия в проекте, очевидно, устав от публичности и от посторонних гостей на участке. Тогда же было решено закрыть проект на территории старого поместья и открыть его уже в обычной городской высотке. «Да-да, не удивляйтесь, это не домик с огородом, а 16-этажный 128-квартирный домище среди огромного множества висимских частных домохозяйств. Это больше похоже на Город в огороде, но мы верны своей идее - вперед к природе!», - говорит Наталья.
Как утверждает девушка, это будет новый виток развития проекта, ведь огород в городе может быть и на балконе, и во дворе, в подъезде и даже на крыше. Сегодня Наталья с мужем создают огород на балконе, выращивая перцы, огурцы, зелень и девичий виноград, а также помогают с посадками во дворе, высаживая цветы и бобы. В ближайшем будущем пермячка планирует привлечь к проекту других собственников высотки. По задумкам, в доме появится общедомовой компост, будут проходить мероприятия по экологическому просвещению и экскурсии в эко-квартиру Натальи - все желающие смогут увидеть огород на балконе, вертикальные грядки на кухне, аквапонику, зеленый подъезд и двор.
«После жизни в частном доме возвращение в квартиру по ощущениям похоже на то, как если бы мы попали на другую планету и попытались там воссоздать биосистему - оживить кирпично-бетонно-стеклянно-пластиковую махину. Превратить обычную высотку в экологичный дом не так- то просто. Но мы рискнём», - добавляет пермячка.
Наталья Калашникова рассказала ТЕКСТу, кто такие городские огородники и чем они сегодня занимаются:
Меня называют то огородным йогом, то цветочной феей, то городской сумасшедшей. В общем, людям виднее. Я как бы фанат проекта, может быть, его душа и помощница. Меня можно назвать популяризатором и практиком идей городского огородничества, и явно я это делаю не одна. Сегодня столько людей практикуют это дело, столько заинтересованных.
Огороды в городе - это нормально, это мировой тренд, это путь экологичного мышления, это не сложно и это модно!
У меня и в мыслях не было делать какой-то глобальный проект, хотя уже через год оказалось, что городские огородники хотят профсоюз, и было создано Общество Городских Огородников (ОГО). А потом еще оказалось, что во всём мире развивается такое движение. В США и в Европе, в странах Азии развиваются темы городского огородничества, об этом пишут в книгах «Третья промышленная революция» и «Зеленая эволюция». В российских столицах есть и «Дача в городе» и «Сад Травникова». В Перми на Гайве открыли публичный огород для людей с ограниченными возможностями.
Сейчас мы каждую неделю проводим выездные мероприятия. Например, участвуем в «Цветочной дармарке» - выезжаем конкретно в те дворы, где люди заявляют о своем желании благоустроить территорию. Мы учим и показываем, как сделать клумбы вместо мусора, попутно рассказывая о городском огородничестве, локальной еде, природном земледелии и пермакультуре. В Екатеринбурге нас приглашают проводить лекции по городским огородам. Есть забавный формат эко-встреч «Огородная йога в каменных джунглях», и я продолжу работать в этом направлении.
У нас есть последователи и ученики. Потому я не могу вот так просто взять и остановить проект. Мне кажется, что даже если меня не будет вообще, проект всё равно останется и будет развиваться.
У нас есть гимн городских огородников. Однажды, когда мне было очень трудно, гимн сам сочинился. Я чудом успела записать, и теперь, когда мне снова бывает трудно, я его пою. И не только для себя.
Татьяна Семилейская (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
19 апреля 2024 | 15:18
Пермские кинотеатры временно отказались от пиратских фильмов
Из расписания крупный российских киносетей пропали голливудские фильмы, которые демонстрировались в рамках «предсеансового обслуживания». Например, вторая часть «Дюны». В Перми показы в рамках «предсеансового обслуживания» проходили в «Мягком кинотеатре» и «Синема 5».
По данным РБК, отказ от голливудских блокбастеров будет временным - с 18 апреля по 12 мая. Он связан с требованием дистрибьюторов не показывать пиратский контент в эти даты, а поддержать легальные фильмы. При отказе - кинотеатры могут лишиться прав на прокат легальных лент.
Эксперты не исключают, что давление на киносети может распространиться и на другие периоды.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ). Фото Freepik.
19 апреля 2024 | 10:05
Историки поддержали перенос могилы «проклятой дочери» в Перми
Проект переноса могилы «проклятой дочери» в Перми успешно прошел историко-культурную экспертизу. Надгробие Таисии Девеллий (1800-1807) переносится ближе к «Церкви Успения Пресвятой Богородицы» и могиле майора Н.А. Теплова на Егошихинском кладбище. Надгробие Таисии Девеллий представляет собой оригинальное произведение русской мемориальной пластики в стилистике классицизма. Предположительно, символы, изображённые на плите, были взяты из справочника.
На надгробии Таисии Девеллий изображена «адамова голова», вписанная в своеобразную раму – змею, кусающую себя за хвост. Надгробие описывалось в художественных произведениях А.П. Гайдара, М.А. Осоргина, А.Д. Крашенинникова, многочисленных газетных публикациях. Неверное истолкование символов вечности и спасения как символов греха, смерти и опасности привело к появлению рассказов и легенд о «Могиле проклятой дочери».
Отец маленькой Таисии Александр Иванович Девеллий на самом деле был просвещенным пермским чиновником на рубеже XVIII–XIX вв., а дед Жан-Луи Девельи – известный французский художник на русской службе, стоявший у истоков Академии художеств.
Еще в середине XX в. плита была перенесена в Пермский краеведческий музей. Сейчас надгробие возвращено на свое историческое место, у южной стены Успенской церкви. При возвращении плиты обратно из музея на Егошихинское кладбище был допущен ряд ошибок. Во-первых, плита была положена не на свое место, далеко от дорожки, ведущей к паперти Успенской церкви. Во-вторых, на новом месте первоначально был возведен целый мемориал: чугунная оградка, внутри которой устроен бетонный подиум, на который и помещена, словно экспонат, могильная плита. Бессмысленность и неуместность такого решения были особенно заметны после дождя, когда в более низкой центральной части барельефа скапливалась вода, превращая надгробие в лужу.
Первоначально же плита укладывалась непосредственно на землю, и дождевые воды стекали в землю через глазницы черепа и провал носа, оставляя внутреннюю поверхность памятника сухой. Отверстия, из которых складывался художественный образ, служили еще и дренажными отверстиями. Можно догадаться, что сквозь них неизбежно пробивалась трава, словно подчеркивая всепобеждающую силу жизни.