Кризис заставил горожан пересмотреть свои расходы и отказаться от привычного потребления. Вместо новых покупок одежды, обуви и техники, они предпочитают «ремонтировать все». ТЕКСТ выяснил, кто из пермского бизнеса сможет заработать в кризис:
1. Кафе с доступной едой. Несмотря на то, что в среднем пермский общепит потерял до 30% гостей, в прошлом году открывались новые кафе. Это были семейные проекты типа Staff only и Donat club, стрит-фуд типа «Али falafel», прежние же игроки стали делать скидки и спецпредложения, чтобы привлечь клиентов. «Судя по нашему фуд-корту, у нас востребован и ресторанный формат и фаст-фуд. Так или иначе все стараются сделать ценовое предложение. Люди стали чувствительны к цене. Они не перестанут ходить в рестораны, но сократят более дорогие походы», — говорит директор УК «ЭКС» Елена Жданова.
2. Местные дизайнеры. «Рост валюты сыграл с российскими производителями моды, как в плюс, так и в минус. Да, существенно увеличилось количество индивидуальных заказов, особенно от тех, кто раньше одевался в бутиках Max Mara, Escada ,dress code и т.д. Сейчас они с большой радостью идут шить на заказ ко мне и моим коллегам, потому что цены на вещи в магазинах выросли почти вдвое, а у нас в среднем на 20% лишь потому, что выросла цена на расходные материалы. Стоимость работы осталась практически прежней», — говорит Полина Кельдибекова, дизайнер бренда Polina Benefit.
3. Магазины настольных игр и антикафе. Горожане сократили расходы на развлечения, спросом пользуется доступный отдых. Один из вариантов — антикафе и настольные игры. «Продажи настольных игр растут именно по причине того, что люди хотят развлекаться. Средний ценник, за который люди готовы купить игру, — 500-800 руб. Многие идут в антикафе, потому что там большая коллекция настольных игр, люди хотя поиграть в игрушки, которые им стали недоступны из-за того, что те подорожали», — говорит владелец антикафе и магазина настольных игр «Культурный диван» Роман Леушканов. Спрогнозировать посещаемость антикафе в этом году он не берется, но говорит, что «январь был хорошим».
4. Мастерские по ремонту обуви и низкобюджетные обувные магазины. Горожане будут реже покупать новое, чаще чинить старое. «Одежда и обувь — вещи не первой необходимости. Если мы говорим о людях со средним достатком и уровня «средний минус», то они лучше обратятся в ремонт обуви, не купят себе новую одежду, но потратят деньги на еду и лекарства. У обувных Kari Centro продажи упали на 30%», — сообщили в отделе маркетинга ТЦ «Айсберг». Это с одной стороны. С другой — пермяки перешли на дешевые товары по принципу «относил сезон — выбросил». «У нас нет роста клиентов, так как люди покупают обувь за 600 руб., носят сезон и выкидывают. Они не ремонтируют старое», — рассказали в мастерской обуви «Каблучок».
5. Сервисные центры электроники. Учитывая повышение цен на технику и смартфоны, горожане предпочитают чинить старые гаджеты, а не покупать новые. «За год число клиентов у нас выросло в два раза. Это касается обращений по поводу ремонта смартфонов, и по ремонту ноутбуков, в целом», — рассказали в сервисном центре электроники «Апачи».
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.