12 Января 2018 | 10:17

Обманываться рад

Молодой человек просит выйти на сцену двух людей из зала. Одному он предлагает раскурить сигарету, а второго — снять пиджак. Раскалённым угольком молодой человек прикасается к ткани, сигарета полностью исчезает в пиджаке, а на нём не остаëтся и следа. Зал изумлëнно аплодирует. 

Этот фокус Михаил Кобяков начал показывать ещë в девятом классе школы, и номер до сих пор входит в его репертуар как самый популярный. Сейчас Михаилу 23 года, и он один из самых известных в Перми иллюзионистов. На свадьбах, юбилеях, корпоративах и детских праздниках он удивляет гостей и этим зарабатывает на жизнь себе и своей семье.


Михаил Кобяков


Иллюзионист рассказал ТЕКСТУ о внутренней стороне этой редкой профессии.

Сложно было школьником показывать фокусы перед взрослой аудиторией

Фокусами я увлëкся во втором классе: нашëл в школьной библиотеке книжку Анатолия Карташкина, и с тех пор иллюзии — моë главное занятие. Первые фокусы я показывал дома, родителям и дедушке с бабушкой, а затем — на школьных концертах. Когда в школе появился интернет, информацию о том, как создавать иллюзии, черпал уже оттуда.

В 2010 году я решил поучаствовать в местном шоу«Минута славы», меня заметили и предложили показать фокусы на празднике в одном торговом центре. Так я заработал первые 300 рублей. Я тогда учился в девятом классе. Трудно было в том возрасте выступать перед взрослыми — шутить, держать внимание аудитории.

Но работать я начал регулярно. После школы поступил в Пермский институт культуры, на режиссëра театрализованных представлений. В 2014 году случилась моя первая большая работа: в Сочи на Олимпиаде. Конечно, платили нам немного: работать приехали в основном молодые ребята с небольшим опытом, но это было полезно и интересно.

Вернувшись в Пермь, я познакомился с одним из иллюзионистов, начал общаться и тянуться за ним в работе. Он спустя время переехал в Питер, а я пока решил остаться здесь.


Шоу Михаила Кобякова

Миллион за полчаса


В Перми цена тридцатиминутного выступления иллюзиониста — в среднем 8 тысяч рублей. Больше пермская аудитория вряд ли готова платить. А вот в Москве средняя цена выступления — 20-30 тысяч, но там есть топовые иллюзионисты, пригласить которых перед Новым годом стоит, например 1 млн рублей.

В Москве и Санкт-Петербурге иллюзионисты тесно общаются и обмениваются опытом, поэтому там школа иллюзии сильнее. А в Перми скорее среда конкуренции, в городе у нас около 15 человек занимается этим. 

Работа у нас, как и ведущих мероприятий, сезонная. Самое активное время — с июня по сентябрь, когда проходит много свадеб. У меня бывает по 3-4 выступления в день. Очень тяжело морально и физически в декабре, когда порой у тебя в день до 10 выступлений.

Поскольку Пермь — город маленький, я стараюсь регулярно обновлять свой репертуар, чтобы фокусы были разнообразней. Потому что бывает часто, что на корпоративы одних и тех же компаний меня приглашают по два раза, или есть компании людей, которые зовут меня сначала на день рождения ребëнка, потом на юбилей родителей, а потом заказывают моë выступление на какой-нибудь праздник своих друзей. 


Шоу Михаила Кобякова

Главное — харизма и опыт, а не много новых фокусов


В работе мне помогает ассистентка — она выносит на сцену реквизит и забирает его в нужный момент. Но найти одного человека, с которым было бы полное взаимопонимание, на которого можно положиться, сложно. Поэтому я планирую всë-таки перейти на сольные выступления и сделать специальный стол для реквизита, который можно размещать на сцене. 

Кроме того, у меня есть знакомый с автомобилем, который возит меня вместе со всем реквизитом на выступления. Часто бывает нужно очень быстро приехать из одного конца города в другой.  

Чтобы постоянно развиваться в профессии, нужно посещать фестивали иллюзионистов (это вдохновляет и позволяет следить за тенденциями) и смотреть различные семинары. Приходится покупать новый реквизит для фокусов, микрофоны и прочее. Есть, например, реквизит для номера, который стоит 4 тыс. долларов. Чтобы делать что-то грандиозное, нужны большие расходы, а масштабы Перми не позволяют поднимать цены на выступления.

Но вводить в репертуар больше новых фокусов — не самоцель. Есть такое высказывание: профессионал показывает три фокуса тысяче людей, а любитель — тысячу фокусов трëм друзьям. В нашем деле важны, в первую очередь, опыт, умение общаться с аудиторией и харизма, а не большое количество номеров. 

Самые сложные фокусы, кстати, делаются без специального реквизита — они требуют ловкости рук. Например, это манипуляции с картами или монетами.

Фокусы в бане


Мой любимый формат мероприятий — свадьбы. Они составляют около 70% моих выступлений. На них люди, как правило, всегда живо наблюдают за фокусами и дают обратную связь. Реже случается выступать на юбилеях и корпоративах.

Вообще разные бывают реакции у зрителей. Один раз, например, я показывал, как в газету выливается молоко, она остаëтся сухой, а потом я эту газету рву и она в миг снова становится целой. Обычно после такого номера — шквал аплодисментов. А тут — тишина. Бывает, что люди вообще не идут на контакт. Когда сталкиваешься с такой ситуацией, действительно тяжело. Но я всегда до последнего стараюсь достучаться максимально до всех.

Мне сейчас, кажется, я вообще готов уже ко многим ситуациям. Если требуют разоблачить фокус, показать, как он был сделан — это ещё ничего. Хуже, когда начинают перебивать и пытаются встрять, помешать делать фокус: забрать колоду карт или самому их перетасовать. В иллюзии есть фокусы, которые требуют определëнных действий и от меня, и от зрителя, которого я привлекаю. Надо же понимать, что я не маг и чародей какой-то. Чудо создаëтся при наличии моих продуманных действий и участии зрителя и его желании радоваться. А если этого чуда не случится, кому от этого будет лучше?

Доводилось мне работать и в довольно необычной обстановке. Недавно меня пригласили выступить в бане. Вполне интеллигентная компания, все парами, просто они в купальниках и простынях, а я в костюме с бабочкой. Несколько раз меня просили приехать просто на дачу. Люди жарили шашлыки, а я фокусы показывал.


Шоу Михаила Кобякова

Как стать волшебником


В профессиональном плане я ориентируюсь даже скорее не на таких звёзд иллюзии как Дэвид Копперфильд, хотя его, конечно никто не переплюнет по мастерству и зрелищности. Я слежу за тем, как работают в Москве и Питере. Есть поколение успешных иллюзионистов, всем им 30-35 лет. Они выросли на европейском и американском опыте и умеют оставаться на волне и быть востребованными. Например, это Илья Ларионов из Санкт-Петербурга. 

Поколение же постарше, к сожалению, остаётся в прошлом: они могут выступать с номерами десятилетней давности и ничего не менять в репертуаре и даже костюме. 

Всё обучение в деле иллюзии — это, в первую очередь, самостоятельный опыт. Я наблюдаю, как работают другие, и постоянно развиваю собственные навыки. В своих программах я стараюсь делать упор на общение с аудиторией, шутки и интерактив. От этого программа становится ярче. Включаю в номера фокусы, которые ошеломляют и поражают, ведь один из важных аспектов профессии — удивить.

В иллюзии я бы хотел достичь того, чтобы по праву называться не фокусником, а иллюзионистом и волшебником. Дело не только в сложных фокусах, но и в том, как ты преподносишь эти трюки и какое впечатление производишь. Реакцией на такое выступление будет не: «Ловкость рук и никакого мошенничества», а «Это невозможно! Как он это сделал?» или «Это настоящее чудо. Магия какая-то!». Такие реакции я тоже ловлю от людей, это значит, что я на верном пути!

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!