Последние полгода в Перми всё чаще открывают заведения, в которых одно блюдо или продукт готовят в разных вариациях. Рестораны и кафе с моноконцепцией — мировой тренд, в Москве он давно развернулся в полную силу: раковарен, лапшичных, устричных здесь уже не перечесть. Моноконцептуальность популярна и в Санкт-Петербурге, где, например, недавно открылся «Дошик» — кафе азиатской лапши быстрого приготовления.
В Перми же мода на «моно» пришла не так давно, если не брать в расчёт повсеместное распространение бургерных, которые в городе встречаются уже почти так же часто, как шаверма.
Самым громким открытием конца прошлого года стало появление «Лапшичной» — азиатское бистро открыла команда Николая Канищева, под управлением которой работают бары Rob Roy, Curtiss и Mai Tai. Ажиотаж в заведении был таким большим, что на второй день его пришлось временно закрыть, чтобы перестроить работу под большой поток посетителей. В меню семь рецептов лапши дополняют блюда из риса и гавайский салат поке, который взяли за основу концепции владельцы другого пермского монозаведения.
Лапшичная
«Покешная и Кофешная» появилась в Перми за месяц до «Лапшичной». Заведение, которое задумано как франшиза, открыли молодые пермские предприниматели Артём Зайцев и Игорь Ботов. Поке в их подаче стало фастфудом: можно сконструировать блюдо из разных ингредиентов и быстро получить его в одноразовой посуде. Гавайский салат до появления «Покешной» уже готовили в нескольких ресторанах Перми, но заведений, специализирующихся на нём, прежде не было.
Совсем недавно, 22 февраля, открылась первая в городе раковарня — франшиза российской сети «Иван Раковар» родом из Краснодара. Если первые два монозаведения можно отнести к местам с умеренными ценами, где блюдо стоит 200-400 рублей, то гастрономический бар — уже более дорогая история. Стоимость раков, которых сюда привозят живыми, а затем жарят или варят по девяти рецептам, зависит от их размера и начинается от 1190 рублей за полкило. В раковарне готовят также креветок, осьминогов и виноградных улиток.
Эти новые заведения с моноконцепцией — небольшие по площади, в них — от 20 до 30 мест и обязательно есть возможность заказать еду с собой или на дом. А вот сосисочная «Вова», которая открылась в Старокирпичном переулке в ноябре прошлого года — вполне себе большой ресторан. Но и формат тут рассчитан на массового посетителя. Ему к блюдам с сосисками, названными по микрорайонам Перми — «Гайва», «Висим», «Лёвшино» и т.д., «подают» футбол на большом экране, супы, салаты, омлеты и пиво в ассортименте.
На моноконцепцию хотят сделать ставку авторы нового проекта «Ешь Пей». Их супы в стакане пермяки уже могли попробовать на городских фестивалях и маркетах. Супруги Дмитрий и Валерия Веретенниковы сейчас занимаются проработкой концепции и меню и хотят открыть кафе, где главным блюдом будет крем-суп с разными составами.
Помимо супов в «Ешь Пей» планируют продавать в одноразовых стаканах пельмени ручной лепки и сырники в форме шариков. Подобные отступления от моноконцепции позволяют владельцам заведений лавировать между предпочтениями гостей, которые смогут приходить к ним не только ради одного блюда.
Сложно вообще представить, что в Перми может появиться и надолго обосноваться ресторан, где готовят только 10 вариантов блюд из краба или трюфелей. Потому что нет по-столичному высокого спроса на столь изысканные предложения. Зато хинкальные, которые, в принципе, тоже можно отнести к монозаведениям, вслед за столицей постепенно начинают появляться в разных районах Перми. И массовому потребителю они столь же понятны и близки по духу, как и бургерные, чебуречные, пельменные или шавермы.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).