Сегодня министром культуры Пермского края был назначен Вячеслав Торчинский, бывший глава департамента культуры и молодёжной политики администрации Перми. Он сменил Галину Кокоулину, проработавшую на этой должности 1,5 года.
ТЕКСТ узнал у пермских экспертов, каких перемен отрасль культуры ждёт в связи с этим назначением и какие главные проблемы предстоит решать новому министру.
Владимир Гурфинкель, главный режиссёр Театра-Театра:
— Мне так кажется, что с приходом в регион Максима Решетникова изменился подход к культуре. Мы видим происходящие перемены: как возникает новое фестивальное движение, как правительство направляет усилия на поддержку населения. И это замечательно. Мы видим, что с мёртвой точки сдвинулось решение по реконструкции нашего театра, и очень надеемся, что история с новой сценой для Пермской оперы перейдёт из фазы размышлений в фазу строительства.
Я живу в Перми семь лет и слышу только два вопроса, которые всё время остаются на повестке: сцена для театра оперы и балета и переезд Пермской художественной галереи. В их числе был и аэропорт. Его построили, но это здание, то, каким в итоге было решено его сделать — результат большого компромисса.
Новый губернатор, мне кажется, настроен амбициозно. Надеюсь, что новый министр тоже будет так настроен, и мы не будем делать среднестатистических проектов, а город начнёт отказываться от примитивного и простого. И если возник Большой летний фестиваль, пусть он будет лучшим в стране и мире, и пусть таким будет здание оперного театра. Пусть всё, чем мы занимаемся, будет иметь амбициозную поддержку. Если культура не становится маяком и уходит на второй план, она оказывается не нужна ни политике, ни самой культуре.
У Вячеслава Марковича Торчинского большой опыт работы. Хочу пожелать ему высоких амбиций и высказать надежду на то, что у нас не будет ничего делаться для галочки.
По поводу прекрасной Галины Юрьевны Кокоулиной хочу сказать, что она очень сильно помогала театру в той череде безумия, которая творилась последние годы. Время её работы на посту министра было для нас абсолютным счастьем, потому что этот человек слышал и помогал настолько, насколько мог. Думаю, она замечательный деятель и продолжит приносить пользу Перми и краю.
Юлия Балабанова, управляющая частной филармонией «Триумф»:
— Мы не зависим от бюджетного финансирования, поэтому как руководитель культурной институции я не ожидаю каких-то принципиальных изменений. Но как местный житель, как активный участник городских и краевых культурных проектов я бы очень хотела, чтобы в менеджменте и финансировании ключевых, в первую очередь, фестивальных проектов («Компрос», «Камва», «Рок-Лайн» и других) было больше прозрачности и меньше нервозности и неопределённости, источником которой, на мой взгляд, как раз являлось министерство под руководством Галины Кокоулиной.
У нас в крае очень сильный пул ярких и независимых культурных лидеров, которые понимают и про деньги, и про привлечение аудитории, и про современные тренды. Они уже много лет работают на формирование имиджа края и реализуют проекты российского и международного масштаба. Надо просто не мешать им нормально работать. Потому что сейчас они всё чаще работают «вопреки», а их ресурсы не вечны. Если у нового министра культуры получится выстроить здоровую и стабильную систему взаимодействия с ведущими проектными менеджерами пермского культурного поля, я буду ему очень признательна. Потому что ломать проще, чем строить.
Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»:
— Я совершенно не настаиваю, что всё было именно так, но могу предположить, что было два претендента на должность министра культуры: Вячеслав Торчинский и Александр Протасевич (заместитель министра культуры Пермского края — ред.). То, что губернатор предпочёл Торчинского, говорит о том, что у Решетникова в приоритете большие проекты в центре города.
Александр Протасевич занимался всегда Пермским краем. Он системно мыслит и любит, чтобы всё было определённо и чётко выстроено. Он сейчас активно занимается разработкой краевого закона о культуре и считает, что это первостепенное дело, что нужно сначала создать закон и потом согласно ему действовать. Торчинский же в большей степени практик, он больше связан с деятельностью учреждений и инфраструктурными проектами, в первую очередь, теми, которые касаются центра города — эспланадой и набережной Камы.
Это всё укладывается в стратегию развития набережной с переносом железнодорожных путей и развития пространства завода Шпагина, которым сейчас занимается губернатор. Торчинский уже погружен в эту работу, и ему будет легко войти в неё на новом уровне.
Назначение его на должность министра — это перемены скорее со знаком «плюс», чем «минус». Хорошо, что это не «варяг», что это выходец из журналистской среды, правда, в далёком прошлом, но тем не менее. Можно надеяться на выстраивание более конструктивных отношений министерства со СМИ.
Осталось понять, как это скажется на проектах, связанных с краем, которые так любит и так от души курирует Александр Протасевич. Но, я думаю, здесь тоже всё будет хорошо и уж точно не хуже, чем было.
Что касается необходимости смены министра в принципе, насколько я понимаю, Галина Юрьевна сама попросилась в отставку. Для всех совершенно очевидно, что даже во время работы в министерстве она продолжала заниматься филармонией. Не лоббировала её, нет, но было видно, что мыслями она по-прежнему в этом учреждении. А если это понятно нам, то должно быть понятно и губернатору: место Галины Юрьевны там, и не из-за уровня её компетенции, а потому что, действительно, там её душа. Поэтому вполне возможно, что она сама попросила освободить её от должности, и произошло это не вчера. Просто какое-то время обсуждался вопрос преемника.
Игорь Гладнев, бывший министр культуры Пермского края, председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества в Пермском крае:
— Относительно назначения Вячеслава Торчинского на должность министра могу сказать, что решение это оправданное и конструктивное — на основании опыта, который есть у Вячеслава Марковича.
По поводу ожиданий отрасли культуры в связи с произошедшими переменами. Во-первых, основные ожидания связаны с координацией работы, и не только внутри отрасли, но и взаимодействия всех заинтересованных сторон и ведомств. Во-вторых, по-прежнему актуальным остаётся решение инфраструктурных вопросов, появились новые направления, связанные с развитием территории завода имени Шпагина. И, в-третьих, сегодня отрасль представлена около 12,5 тысячами сотрудников, и главным образом, это сотрудники учреждений на территориях муниципальных образований. Стоит уделить особое внимание координации и налаживанию их работы.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).