Сергей Пахомов, специально для Casual Friday
На днях я не мог забраться в горку на своем автомобиле. Благо дело было в городе, и я вызвал на подмогу «тяжелую артиллерию» - автомобиль с повышенными тягловыми способностями. Водитель грузовичка приехал и, осмотрев местность, сказал: «Неплохо было бы песком тут все засыпать на будущее».
Позже, выбравшись на верх, я задумался о круговороте этого самого песка в нашей, отдельно взятой природе. Сейчас его сыплют где надо и где не надо, в целях безопасности на протяжении всей зимы, которая, как известно, длится в этих широтах отнюдь не три календарных месяца. Затем снег растает, образуя вместе с песочком качественную, но совсем не целебную грязь, которая вместе с колесами, ногами и лапами распространяется по всем горизонтальным поверхностям окружающей нас среды. В конце апреля, начале мая, как водится, большую часть этой высохшей субстанции собирают и вывозят. Не слишком тщательно и далеко не везде.
В следующий сезон ситуация повторится до скучного однообразно. Песок и соль – вот все «лекарства» от скользких дорог и тротуаров. От одного - грязь, от другого – вред. Снег, лед, морозы для нас не только не экзотика, а просто часть нашего национального характера и казалось бы мы со снегом на «ты». Но, как известно, каждый снегопад является для наших коммунальных служб неожиданностью и стихийным бедствием.
Впрочем, на этих широтах есть и другие страны, как же они решают подобные вопросы? Оказывается регулярно и надолго снег выпадает всего в 20 странах. Из 250. И если вы хоть раз видели карту мира, то можете себе представить, что Россия среди них не самая, так сказать, технологически вооруженная. А наши опыт и способы борьбы с гололедом и грязью вряд ли вызовут интерес у соседей по климатическим широтам.
Про песок я уже сказал. Теперь соль — очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.
Австрийцы, немцы и скандинавы после долгих проб, ошибок и научных исследований практически полностью отказались от использования химических реагентов для плавления снега и льда. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка — экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли. Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году. Такой способ я бы не смог себе представить в наших условиях, несмотря на богатое воображение, по нескольким причинам. Впрочем, вы их сами не хуже меня знаете.
В 2004 году в Швеции изобрели и внедрили новый метод борьбы с гололедом. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.
Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. Он менее вреден для почвы и воды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше обычной поваренной соли. За зиму один только штат Мэриленд тратит 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния — 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов(!) – такие методы, как и цифры, сами понимаете, неприемлемы для наших отечественных бюджетов.
В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, что автор этих строк наблюдал сам. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег специальной техникой до асфальтового покрытия. Но в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах — задача самих японцев. У нас такой метод подходит лишь жителям частного сектора и вряд ли будет применим в городской среде.
Итак, подводя итог, можно понять, что никакие новшества в борьбе с круглогодичной грязью и сезонным гололедом нам в ближайшей, средней и отдаленной перспективе не грозят. Как не грозит и падение с небес астрономических сумм, которые кто-то решил бы потратить на технологические новшества для облегчения нашей с вами жизни.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.