«Поющие камни» — так Алексей Гилёв называет округлые мелодические инструменты, которые он делает из заготовок для газовых баллонов. Изготовлением tank drum или глюкофонов, как их называют в России, он увлёкся год назад и теперь создаёт их не только для себя, но и
на продажу.
Лепестки глюкофона настроены таким образом, что если ударять по ним в любой последовательности, получится гармоничная мелодия. Поэтому буквально каждый может чувствовать себя комфортно в руках с этим инструментом и не бояться сфальшивить.
Алексей Гилёв рассказал «ТЕКСТу», как трудно ему было находить материал для работы в первое время, можно ли при создании глюкофона обойтись без музыкального слуха и почему в мастерскую большинство приходит, чтобы посмотреть и лишь немногие — чтобы купить.
Испорченные инструменты и сложный поиск заготовок
Основное моё место работы — «Мотовилихинские заводы», где у меня должность слесаря механосборочных работ. Также я актёр пермского театра «ПТАХ». Глюкофонами я «заболел» год назад. Первый инструмент был сделан на скорость, поэтому я не замечал сложностей, для меня это было приключением. Он получился достаточно интересным.
Основную информацию о том, как делать глюкофон, я нашёл на просторах интернета, какие-то пробелы в изготовлении приходили интуитивно и в процессе практики. Я совершал ошибки, но они принесли новое звучание. За такие события меня можно назвать фартовым. Но фарт был не всегда, немного позже я испортил три инструмента в своих попытках и поисках.
Начинал я свои деяния, перерабатывая старые газовые баллоны, которые можно было купить с рук. Но это слишком трудоёмко и опасно. Я нашёл на Avito.ru человека, который готов был мне их продать. Это был очень интересный и захватывающий опыт. Я ехал за баллонами так, как будто это что-то незаконное, как будто я скупщик краденого или что-то в этом духе… А когда я вёз их к себе, в салоне автомобиля стоял ароматный запах газа! Я периодически прощался с родственниками, с жизнью, иногда просто материл себя за то, что не сижу сейчас дома возле телевизора и не пью горячий чай с вкусняшками. Зачем я вообще занимаюсь этими сомнительными делами?
А потом в Перми открыли магазин товаров для дома, где в продаже были новые газовые баллоны по очень приятной цене, но я недолго радовался — цены взлетели. Всё это время я пытался найти заготовки, которые бы мне подошли.
Мы даже знакомого китайца гоняли по его Китаю, чтоб он нашёл нам необходимое. Но это было дорого. Оказалось, проще заказывать детали непосредственно с завода. Сейчас мы делаем глюкофоны из новых, качественных заготовок.
Для работы нужна болгарка и музыкальный слух
Процессы изготовления глюкофонов достаточно вредны для здоровья, и для этого необходимо вентилируемое, безопасное для огненных работ помещение, другими словами — мастерская. Там я и провожу всё свободное время. Из инструментов в работе использую болгарку, электролобзик, гравёр.
Должен ли человек, изготавливающий глюкофон, иметь музыкальный слух? Конечно, должен. В сети существует достаточное количество музыкальных строев, но намного интересней придумывать свои созвучия, в этом мне помогает синтезатор.
Настраивается глюкофон с помощью нехитрых приспособлений, таких, как тюнер. Форма лепестка подгоняется под звучание определённой ноты. Звук, который необходимо получить от лепестка, напрямую зависит от его длины ширины и толщины.
Единственное что мне даётся с трудом — это валять шерстяные шарики для палочек, которыми играют по инструменту. В этом мне помогает Валентина Журавлёва, а ещё она участвует в придумывании названий инструментов, записи видео и т. д. Сумки для глюкофонов шьёт Надежда Милютина.
Большинство приходит посмотреть, а купить — единицы
Сейчас у меня стоит порядка 20 инструментов, разных по цвету, размеру и строю. Существует большое количество разнообразных настроек у глюкофонов: с грустными, весёлыми, медитативными, колокольными, этническими оттенками.
Мы делаем инструменты разных размеров: 22, 30, 36 и 40 см в диаметре. Два самых распространённых — 22 и 30 см. Стоят глюкофоны от 5900 до 20 тыс. рублей.
Интересуются ими разные люди, 70% покупают для себя, 30% — в подарок близким. В целом люди достаточно слабо осведомлены о наличии в миру подобных инструментов, многие приходят в восторг, когда знакомятся с ними вживую.
Чаще люди приходят посмотреть, а целенаправленно за покупкой — 2-3 человека в месяц. Это жители Перми и края.
В ближайшие мои планы входит размещение глюкофонов на зарубежных интернет-ресурсах для продажи. А одно из моих больших желаний — это изготовление ханга, знаменитого металлического инструмента, на котором играют руками.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).