Большой летний фестиваль, растянувшись за пределы трёх месяцев до октября, скоро завершится. Похоже, всем подобным начинаниям в Перми ещё долго суждено вставать в один ряд с «Белыми ночами», которые проходили в городе во времена губернаторства Олега Чиркунова. Но если последовавшему за ними проекту «Пермский калейдоскоп» жители города не давали никакого шанса переплюнуть детище Марата Гельмана, то у Большого летнего фестиваля он, похоже, есть.
Мы спросили у пермяков, как они оценивают организацию и успех фестивального проекта этого лета и какие прогнозы дают его продолжению.
Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»:
— Честно говоря, я не могу адекватно оценить Большой летний фестиваль как нечто целое, потому что мне этот формат неудобен. Наверное, это хорошо для тех, кто проводит лето в городе, но я часто уезжаю, у меня дача и т. п. Поэтому я следила только за отдельными событиями, которые как были до изобретения Большого летнего фестиваля, так и при нём прекрасно существуют — Дягилевскому фестивалю или «Камве» этот Большой летний фестиваль что есть, что нет. На набережной за всё лето не была ни разу, о чём жалею, но ничего не поделаешь. На эспланаде в этом «Лето-Парке» тоже не была, каюсь.
Очень понравился фестиваль уличных театров. Я к нему поначалу отнеслась с настороженностью, поскольку в прошлом году мне очень понравился аналогичный фестиваль, который проводил Борис Радостев, а нынче Радостева с этого мероприятия подвинули, так что я была настроена недружелюбно.
Однако фестиваль оказался мегакрутой! При том, что погода была мегаотвратительная и события, которые были рассчитаны на уличный формат, пришлось переносить в крошечное фойе «Сцены-Молот», всё равно было просто здорово. Совершенно феноменальные испанцы и очень своеобразный спектакль Вячеслава Дурненкова и Руслана Маликова «ББЧ». Пожалуй, это то, что сильнее всего запомнилось, да.
Тем не менее, «Белые ночи» были, конечно, грандиознее и удобнее благодаря концентрированному формату. С «Пермским калейдоскопом» сравнивать не буду — не с чем сравнивать.
Из неудач. Не понравилась книжная ярмарка. Она была гораздо менее представительной, чем хотелось бы. Хорошо обстояло дело только с детскими книгами, а новой беллетристики не было вообще. Событийный ряд тоже был не сказать чтоб богатый. Хотелось привести в пример фестиваль книг и путешествий «Гений места», который проводили «Пиотровский» и Олег Ощепков. Вообще, исключить из процесса «Пиотровский» — это большая ошибка.
Напоследок — традиционное пожелание: разводить всё-таки важные события по времени. В век компьютерных сетей это не должно быть сложно, а у нас всегда то пусто, то густо! И совершенно не обязательно всё проводить летом. Понятно, что уличные театры, регата или воздухоплавание — для лета, но вот книжная ярмарка вполне может пройти зимой.
Мария Лямина, организатор социокультурных проектов, менеджер событий для зрительского сообщества Пермского театра оперы и балета:
— Сама новость, что пространство эспланады «оживёт» и будет наполнено событиями в течение лета благодаря проекту «Лето-Парк», не могла не радовать. Но, на мой взгляд, можно отметить несколько моментов, которые следовало бы доработать.
1) Мне не хватило понимания общей идеи-«легенды», объясняющей концепт проекта, она могла бы связать все мероприятия в одну историю, помочь с позиционированием; дизайном и зонированием пространства.
2) Городок из павильонов сделал пространство эспланады более камерным и, наверное, обжитым. Но всё же «ансамбль» из тентов хотелось бы дополнить навигацией, работой с ландшафтом, уличной мебелью, возможно, временными арт-объектами — в зависимости от концепции. Предполагаю, что на эти пункты просто не было времени и бюджетов.
3) Очень не хватало сводной афиши событий «Лето-Парка» на самой площадке. Я понимаю, что многие события рождались в формате хэппенинга, но когда ты оказываешься рядом, очень хочется увидеть общее расписание, чтобы проще было сделать выбор, куда пойти. Публикаций анонсов событий в соцсетях, на мой взгляд, недостаточно.
4) Я думаю, «Лето-Парк» — сезонный проект. Летом эспланада живёт своей особой жизнью. С изменением погоды и осенними делами она пустеет. Нужен какой-то особый повод, чтобы притягивать людей на площадь. Или активности, которые важны пользователям для каждодневных практик. Или особые проекты для каждого времени года, к которым у горожан нужно выработать привычку. Зимой, как мы знаем, пермяки вновь массово вернутся на эспланаду, чтобы посетить ледовый городок.
5) Все павильоны «Лето-Парка» предлагали универсальный контент, направленный на массового зрителя, т. е. на всех. В принципе, эти события можно провести во многих других общественных пространствах Перми. Было бы здорово придумать уникальный формат события, который бы стал брендом места.
Наверное, «Сказариум» наиболее близок к этой цели, но его нужно концептуально синхронизировать с местом.
Вообще, на мой взгляд, «Сказариум» — главная победа «Лето-Парка». Основная идея проекта одновременно становится моделью включения аудитории в этот проект. Вместо пассивных зрителей, наблюдающих со стороны, мы получаем активных спикеров и их собеседников. При этом между экспертами, рассказчиками и зрителями нет барьеров, все на равных. По сути, эта такая платформа, когда горожанин с горожанином может поделиться своим опытом, знаниями, проблемами. Все соскучились по живому общению, и это работает.
Отдельный успех — чтение сказок в сопровождении специальных иллюстраций к каждой истории. Этот формат события популяризирует идею чтения книг детям, общего времяпрепровождения родителей с детьми за книгой. И, конечно, это полезно с точки зрения самообразования: насколько мне известно, многие слушатели говорили, что открыли для себя новых авторов.
А ещё сказки очень объединяют. Эффект сравним с акцией «Живое издание Анны Карениной», когда люди по всему миру в течение 36 часов читали роман Льва Толстого онлайн. В нашем случае «Сказариум» объединил семьи, гуляющие по эспланаде. Спасибо команде, создававшей этот проект: Арине Плюсниной, Татьяне Шкляевой, Элине Нуртдиновой, Петру Кравченко и Нине Соловей.
Юлия Балабанова, управляющая частной филармонией «Триумф»:
— В целом, «Большой летний фестиваль» для меня — явление очень позитивное, независимо от его качества и целостности. До недавнего времени существовал разрыв между живыми культурными инициативами городских сообществ и политикой регионального министерства культуры, считавшего себя в этой сфере наиболее компетентным действующим лицом.
Гласное и негласное противостояние вылилось в то, что ироничный мем «без поддержки Министерства культуры» стал манифестом и даже знаком качества для целого ряда мероприятий. С приходом нового руководства в Минкульт я вижу его готовность не только видеть и уважать независимые продюсерские институты (в широком смысле), но и поддерживать их. Такая позиция мне представляется максимально правильной и перспективной.
Для меня Большой летний фестиваль стал, в первую очередь, навигационным проектом: попыткой объединить в одном информационном пространстве множество явлений и событий, которые существовали бы и без него, но с его помощью получили дополнительный инструмент продвижения — то, что называется «административный ресурс».
Я знаю, что Наташе Катаевой, которая сегодня на площадке частной филармонии «Триумф» проводит первый международный фестиваль медведей и их друзей «ТеддиЕврАзия», представители минкульта на днях сами предложили включить его в программу Большого летнего фестиваля. В практическом смысле серьёзных бонусов это принести уже не успеет, но всё равно приятно.
Именно потому, что концептуально фестиваль был «недокручен», несмотря на обилие наружной рекламы, он так и остался «вещью в себе» для большинства пермяков: его составляющие были сами по себе ярче и значимее, чем объединяющая их «шапка». Мне кажется, в будущем его можно было бы и позиционировать как «Большой летний путеводитель», помогающий пермякам провести лето максимально интересно и ничего не пропустить.
Марина Трушникова, блогер:
— Новость о том, что в Перми пройдёт Большой летний фестиваль, оказалась для меня неожиданной и, не могу сказать, что наполнила особой радостью. Ещё не прошла глубокая тоска по «Белым ночам» в Перми, событию ни с чем не сравнимому по значимости для города.
Но я удивилась, как ожила эспланада. Это касалось и спортивных площадок, и элегантного стильного городка «Лето-Парк». Меня поразила праздничная и одновременно неформальная атмосфера происходящего, большое количество людей самого разного возраста. Дети, подростки (без гаджетов!), увлечённо играющие в городки, настольные игры, шахматы — это было так диковинно. Очень мне понравился «Сказариум»: наполненностью самой разнообразной жизнью, уютной и тёплой атмосферой.
Всё происходящее в этом городском пространстве своей волшебной атмосферой, общим контентом, включённостью горожан напомнило фестиваль «Белые ночи в Перми». А ещё — парк «Остров Новая Голландия» в Санкт-Петербурге, где мне удалось побывать этим летом. И есть одно совсем уж очевидное сходство: там тоже есть летний каток.
Понравилось, в каком формате жила этим летом новая набережная Камы. Из событийного ряда хотелось бы выделить Венский музыкальный фестиваль.
Конечно, я поневоле сравниваю: Большой летний фестиваль с его растянутой во времени программой и «Белые ночи» с их чрезвычайно сконцентрированной активной культурной жизнью в течение месяца. Мне интересны оба формата. Но всё-таки склоняюсь в пользу Большого фестиваля. Очень мне понравилась приподнятая атмосфера городской жизни в течение последних месяцев и счастливые лица пермяков.
Понравилось название фестиваля — «Пермский период. Новое время». Мне кажется, оно себя оправдало. Если город будет и дальше двигаться в этом направлении в организации культурной жизни жителей Пермского края, это будет круто!
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).