В России до конца года будет утверждена современная методология наставничества. О том, как эта система работает в образовании в интервью МИА «Россия сегодня»
рассказала директор национального ресурсного центра наставничества «Ментори» Ирина Пронькина.
Сегодня существуют пять основных видов наставничества: «педагог – педагог», «ученик – ученик», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент». Форм может быть намного больше, но мы сознательно выбрали группы, которым максимально нужна помощь в моменты самоопределения и профессионального развития.
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставников нужно искать вокруг самой образовательной организации. В первую очередь, это выпускники, которые с благодарностью готовы вновь прийти в свою школу.
Родители тоже могут быть прекрасными наставниками, пусть не для своих детей, а для других учеников в модели «работодатель – ученик», могут вдохновить их, формировать более тесное и дружное общество. Очень хорошо, когда в школе развиты глубинные внутренние партнерские отношения между педагогами, руководством, родителями, детьми и людьми извне, например, местными предпринимателями.
Не нужно учить инженера, как показывать молодым специалистам свою работу, или расписывать бизнесмену план лекций по маркетингу для старших классов. Они ценны своим видением. Но наставникам можно показать, как передавать детям свой жизненный опыт, на каких принципах должна строиться коммуникация, как выстроить отношения, как слышать и слушать, провести первую встречу. Для этого существуют специальные техники.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).