Почему две «Золотые маски» для Перми — это мало, но всё равно хорошо

27 Марта 2019 | 14:32

Картонку сдали в багаж

Три с половиной года назад в Перми появилась мебель из полностью перерабатываемого материала — гофрокартона. Лёгкая и прочная, она пришлась по вкусу ценителям современного дизайна и сторонникам экологичного подхода к жизни. Но запустить серийное производство картонных табуреток, кресел и диванов так и не удалось. «ТЕКСТ» узнал, почему это оказалось нереально.

В мире идея картонной мебели давно широко используется. Её успешно продают в США и Европе. За подобное производство в 2015 году решили взяться пермяки: основатель местного мэйкерспейса Владислав Луначёв и его напарник Виталий Белов, тоже мэйкер.


Как пермские мэйкеры пробовали запустить производство картонной мебели

Картонная мебель нравилась им тем, что не вредит окружающей среде, мягка и приятна на ощупь в отличие от других материалов, вместе с тем она очень прочная и в сухих помещениях может служить годами. Свой проект они назвали Cardboard World (с англ. «картонный мир»). 

Мэйкеры выпустили несколько вариантов мебели: кресло, стол, табурет, стеллаж — и планировали запустить мелкосерийное производство. Но по нескольким причинам от идеи в итоге они решили отказаться.

В российских реалиях найти подходящий материал оказалось нелегко

Мебель из гофрокартона очень прочная, хотя сам материал кажется хрупким. Достигается это за счёт его многослойности. Мэйкеры хотели делать мебель из пятислойного картона и пробовали найти тех, кто мог бы поставлять его стабильно и небольшими партиями. Но на пермском предприятии ПЦБК пятислойный гофрокартон готовы были производить лишь по специальному заказу и большим тиражом. 

«Обычный трёхслойный, который выпускает ПЦБК, нам не подходил. Мы пробовали склеивать в два слоя тот, что они производят, но тогда процесс слишком усложнялся и дорожал», — рассказывает Виталий Белов.


Как пермские мэйкеры пробовали запустить производство картонной мебели, и почему это оказалось невозможно


Цены на картонную мебель слишком высоки для потребителя в России

Большинство покупателей представляет себе картонную мебель как очень дешёвую, ведь материал, из которого она сделана, недорогой. Но по факту цена на такой товар не может быть низкой. По своей стоимости картонная мебель проигрывает той же пластиковой.

«Например, табурет из пластика может стоить 300 рублей. А для табурета из гофрокартона столько будет стоить один только материал, — объясняет Виталий Белов. — А к этому добавляется стоимость клея, сборки, налоги и т.д.».

В США, например, картонные кресла продаются по цене от 50 долларов за штуку, это около 3500 рублей. У пермяков на этапе разработки проекта мебель стоила гораздо дешевле. Кресло — 1000 рублей, стол — 450 рублей, стеллаж — 600 рублей. Но в процессе изучения производства они поняли, что цены всё-таки должны быть выше. 

«Мы могли выпускать штучные вещи по высоким ценам. Но они были бы интересны только ценителям, а не массовому покупателю. Это стереотип — что гофрокартон должен стоить дёшево», — говорит мэйкер. 


Как пермские мэйкеры пробовали запустить производство картонной мебели, и почему это оказалось невозможно


Делать картонную мебель вручную легко, но механизировать производство сложно

Созданием картонной мебели часто увлекаются многие мастера в России. На Ютьюбе выложено множество роликов о том, как сделать её своими руками в домашних условиях. Но запустить такую мебель в тираж непросто. 

Пермские мэйкеры потратили больше года на изучение технологических нюансов, чтобы найти способы перейти с ручной работы на механизированную. «Раскраивать и склеивать картон вручную — это долго и дорого, если ты хочешь производить не штучный товар. На одно кресло, например, уходило три дня, — рассказывает Виталий Белов. — Это несерьёзно, конечно, если ты хочешь строить бизнес».

Спустя некоторое время средства, которые они с напарником выделяли на проект, кончились. Своего покупателя, которому было бы интересно приобретать мебель из гофрокартона не штучно, а хотя бы небольшими партиями, они тоже не нашли. Тогда мэйкеры приняли решение оставить проект и остановиться в поисках технологии, которая позволит создавать массовый продукт. По словам Виталия Белова, с тех пор в России так и не появились производители картонной мебели, которые смогли бы найти свою целевую нишу на рынке.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!