В Перми решили спасти жаркие арабские страны от зноя и многомиллиардных трат на кондиционирование. Такую амбициозную задачу поставила перед собой пермская компания Tesso: она выпускает кондиционеры, которые обходятся в 10 раз дешевле обычных. Через 5 лет пермяки хотят продавать свои системы охлаждения по всему миру, а начать выход на зарубежные рынки решили именно с арабских стран.
Как рассказал ТЕКСТУ директор по развитию и совладелец Tesso Игорь Горячев, их кондиционеры работают без компрессора и без фреона. В результате они в разы экономичнее: тратят в 10 раз меньше электроэнергии, а, значит, и денег на нее. Например, на охлаждение 100 кв.м. обычные кондиционеры потратят – 11 кВт электроэнергии, Tesso – 1,2 кВт.
Принцип действия этого кондиционера таков. В него поступает горячий воздух с улицы, например, 60° С. Он отдает свое тепло пластинам, которые пропитаны обыкновенной водой. За счет естественного испарения воды пластины охлаждаются, и уже они в свою очередь охлаждают воздух.
Дальше 75% охлажденного воздуха поступает в помещение, а 25% его используется для охлаждения самой системы и выводится наружу. При этом в комнате воздух не застаивается и не сушится, а постоянно поступает извне, то есть помещение одновременно вентилируется.
Таким образом, кондиционеры Tesso помещение и охлаждают, и проветривают. В этом отличия от обычных фреоновых кондиционеров: те «гоняют» воздух внутри комнаты, то есть нет притока кислорода, и воздух при этом становится суше. И, как известно, некоторые виды фреонов негативно влияют на окружающую среду.
«Это не тот способ прямого охлаждения, который общеизвестен, – отмечает Игорь Горячев. – Мы используем метод косвенного охлаждения, то есть у нас нет соприкосновения воды и воздуха».
Интересно, что это не уникальное изобретение. Этот физический процесс проходят еще в школе, отмечает Игорь Горячев. «Другой вопрос – как его применить, как сделать реально работающим. Нам удалось это лучше всех в мире», – заявляет он, несмотря на то, что уже есть десятки зарубежных заводов, выпускающих кондиционеры по схожему принципу, но с кое-какими отличиями.
Кстати, этот проект стал одним из финалистов стартап-акселератора GenerationS в направлении Smart City. Он вошел в пятерку лучших российских проектов для "умных городов".
Основателей Tesso – трое. Один из них еще в студенчестве занялся этой разработкой, и уже лет 15 в Перми выпускают системы охлаждения воздуха. Под брендом Tesso компания зарегистрирована с 2012 года. Сейчас на производстве работают порядка 50 человек.
Компания выпускает около 100 кондиционеров в год. При этом владельцы Tesso принципиально не идут на рынок домашних кондиционеров. «Этот рынок очень специфичный. Для него нужно выпускать миллионами и миллиарды вкладывать в рекламу. Донести до человека, что он сможет тратить на кондиционер не 1 тыс. рублей, а 400 рублей – это одна история. И другая – сказать ТЦ или заводу, что можно тратить на кондиционирование, условно, вместо 100 миллионов лишь 10 миллионов», – объясняет выбор стратегии Игорь Горячев. Кондиционеры Tesso уже работают в московском метрополитене, в вагонах РЖД, на металлургическом комбинате.
Несмотря на это их все-таки можно ставить в квартирах. В этом случае устройство будет стоить так же, как обычный фреоновый кондиционер, или даже дешевле. Кстати, Игорь Горячев планирует установить его у себя дома.
Для развития Tesso ищет инвесторов, говорит совладелец. Ближайшие планы – увеличить выпуск до 1000 кондиционеров в год, план на 5 лет – нарастить годовое производство до 100 тыс. штук и выйти в несколько регионов мира. Сначала в страны Персидского залива, затем, в США, Европу, Китай.
Начать с арабских стран решили потому, что у них самый подходящий климат, говорит Игорь Горячев. «И второе – у них самая большая проблема с энергоэффективностью. В год они тратят миллионы баррелей нефти на кондиционирование».
Страны Персидского залива, действительно, тратят миллиарды долларов на охлаждение воздуха. Например, Саудовская Аравия сжигает более четверти всей добываемой у себя нефти для выработки электроэнергии. При этом 70% ее идет на охлаждение воздуха (расчеты британского аналитического центра Chatham House).
Сейчас Tesso ищет стратегических партнеров в тех странах, чтобы с их помощью выйти на крупных клиентов. Так пермская компания, которая выпускает кондиционеры, в этом году начала экспансию на мировой рынок.
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.