Алина Комалутдинова, специально для Casual Friday.
Чаще всего, о подслушивании догадываешься, когда поисковик или социальная сеть с ювелирной точностью выдает рекламу товаров, категории которых он никогда не искал в Интернете. Зато полчаса назад поговорил об этом, но не по телефону, а при личной встрече. Где же был телефон? Лежал себе спокойно в сумочке или на столе и… записывал информацию.
Осознание этого факта шокирует. Вот мой пример: пришла в гости к подруге, и за чашкой чая та рассказала о частном детском садике, куда ходит ее дочь: название (допустим, «Лепесток ромашки»), адрес, почему отдали именно туда, - вот эти все подробности. Я о «Лепестке ромашки» и слыхом не слыхивала до этого, и, понятное дело, информацию о нем в Интернете не искала. Каково же было мое изумление, когда примерно через час после разговора я зашла в Facebook и он сразу предложил мне этот «Лепесток ромашки».
Или еще пример. Два айтишника обсуждают лодочные моторы за обедом в столовой. Где телефоны? В карманах брюк. По возвращении в офис одному из них поисковик начал выдавать рекламу лодочных моторов, хотя в жизни ими до этого не интересовался!
Google не скрывает, но и не афиширует, что подслушивает разговоры владельцев смартфонов и хранит их на своих серверах. Причем не только когда пользователи активно используют телефон (говорят, пользуются поисковиком, заходят в соцсети), но и когда он просто включен. По
данным VC.ru, узнать о прослушивании можно в соглашении пользователей Google. Информацию собирает искусственный интеллект, поэтому смартфон подстраивается под своего пользователя и делает более удобной навигацию.
Не отстает и Яндекс. Вот вчерашний пример: двое друзей едут в машине. Один другому говорит: я зарегистрировал новую фирму. Тот, который узнал новость, приходит домой, открывает поисковик, а там… все верно, предлагается тысяча и один способ, как открыть свою фирму или ИП.
И хотя тот же Facebook уверяет, что не прослушивает своих пользователей, верится в это с трудом. Зачем компании коммерческая прослушка, сбор и анализ огромных информационных массивов? Это один из витков развития технологий Big Data. Информация нужна, чтобы более точно показывать пользователям рекламные объявления. Так контекстная реклама будет еще более эффективной, а значит, поисковики и соцсети смогут больше заработать.
Как именно смартфоны подслушивают? Есть точка зрения, что для мониторинга они используют микрофоны, а реагируют только на конкретные слова. Приложение прослушивает, записывает фрагмент беседы и отправляет на сервер для обработки. Официально же интернет-гиганты отрицают, что прослушивают владельцев смартфонов и их вина не доказана.
Но вот что мне интересно: зачем камере на моем телефоне доступ к контактам? А фонарику — к камере? Программы стремятся получить доступ к максимальному числу приложений. «Большой брат», а точнее — гигантская рекламная площадка — следит за тобой и мной? Есть о чем подумать. И да, а не заклеить ли окошко камеры на своем смартфоне и планшете. На всякий случай.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы.