Мы живем в удивительное время: никогда знания не были так доступны, никогда жизнь не требовала от нас такой скорости их обновления. Предложение и спрос сошлись в одной исторической точке.
Интернет со всеми его ресурсами и шустрые издатели сделали доступной практически любую информацию – от древних эзотерических концепций до новейших теорий менеджмента и маркетинга. За несколько минут можно найти всё: отличную тренировочную программу для спортзала и хитрые приемы рыбалки; сомнительные психологические теории и научно-популярную литературу высокого качества.
И с каждым годом темп производства информации растет, формы становятся разнообразнее. Нет времени читать книги – вот аудиоверсия, видеоролик на Youtube, пост в блоге.
Пытаясь оценить доступный объем знаний, я не знаю, с чем его сравнить. Когда еще было такое?
В то же время, нельзя не заметить, что информационное производство приобретает не самые хорошие черты бизнеса, а вокруг становится все больше жертв самообразования.
Главные некрасивые приемы, которые пришли в производство образовательной информации — избыточное стимулирование потребления и производство подделок. Во многом это похоже на поток изобретения новых диет. В каждый момент времени существует набор модных диет, который через год-два сменит другой, и конца и края этому не видно. При этом спрос на новые, очевидно, означает слабую работоспособность старых. Такой цикл бесконечен, но кого это волнует?
Поток сбытовых уловок издателей и авторов начал ощутимо опережать реальное развитие мысли, например, в маркетинге, менеджменте или коммуникациях. Год от года нарастает количество «пустых» книг с отличными продающими названиями от вполне солидных издательств. Ну, а если у автора есть идеи, они упаковываются в максимально возможное количество текста. В одной из последних книг я нашел 4 отличных идеи. Но они были размазаны на 300 страниц текста (?!). Эйнштейн написал теорию относительности на 17 тетрадных страницах.
От потребления такого продукта появляются «жертвы» самообразования. Я замечал (часто на себе), две самые распространенные «травмы» — знание вне системы и неправильное понимание идеи.
Вычленение и упрощение пусть даже самого лучшего приема – не ведет ученика к успеху. Например, самый эффективный прием любого единоборства – прямой удар рукой в голову. Но если выудить его из общей многоуровневой системы перемещений, принципов защиты и нападения – он не будет гарантировать вам победу в конфликте. А без нравственных и дисциплинарных аспектов единоборств этот элемент вообще крайне дешевая вещь.
Во многих случаях идеи, вырванные из системы, не учитывающие ситуацию, неработоспособны или даже вредны. Например, люди начинают бегать, изучив правила постановки стопы и контроля пульса, всё как автор написал. Но вдруг выясняется, что их связки и суставы не готовы к импульсным ударам веса тела. И вообще, почему они решили, что бег — для них лучший способ сбросить вес и улучшить форму? Кто рассматривал их ситуацию в системе возможностей и существующих ограничений?
Сколько производителей с энтузиазмом бросаются внедрять модные маркетинговые фишки или по-хитрому обрабатывать покупателей, забывая просто довести продукт до ума. Сколько людей поверило, что можно работать всего 4 часа в неделю? У кого получилось?
Другая проблема – неправильное понимание идеи. Это относится к абстрактным понятиям из психологии, религии, теории управления и коммуникаций. Трудно ошибиться с выполнением рекомендации выпить 2 литра воды или сделать 20 приседаний. Управленческие или маркетинговые концепции же можно обнаружить «в народе» в широком диапазоне индивидуальных трактовок. О психологии или философии лучше не вспоминать. Даже простейшие пропорции закона Парето многие умудряются наполнять крайне оригинальным содержанием.
Очевидно, что и соблазны бессмысленного времяпрепровождения сильны как никогда.
Вот из-за этих досадных отклонений новая эпоха просвещения временно откладывается.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.