Документалистика всегда позволяла быть в курсе современной повестки. Стоило только мигрантам появиться на тесных европейских улочках или прогреметь первым взрывам где-то в Бейруте или Киеве, режиссеры с мировым именем уже мчатся туда, чтобы добыть зрителям «правду 24 кадра в секунду».
Но док – это не только актуальные события. Неигровое кино чутко улавливает тренды, которым дышит современное общество или которым противятся процветающие цивилизации. Главный координатор «Флаэртианы» Алина Стабровская составила гид по фильмам пермского фестиваля, в которых новые тенденции и меняющиеся нормы запечатлены в человеческих историях.
Док против эйджизма
Документальный фильм о пожилых людях. Увы, немногие зрители захотят купить билет в кино после этой фразы. А зря! Современные режиссеры все чаще выигрывают битву против эйджизма и за внимание зрителя, превращая картины о немолодых героях в чуткие, теплые и даже магические киноистории. Среди фильмов «Флаэртианы» этого года есть, по крайней мере, пара удачных примеров.
Фильм «
Америка» рассказывает историю девяностолетней женщины, которая становится причиной воссоединения целой семьи. Диего, молодой артист цирка, вынужден вернуться домой к старшим братьям после того, как их бабушка, Америка, падает с кровати, а отца сажают в тюрьму за пренебрежение обязанностями по уходу. Диего – мечтатель, в этой трагедии он видит поэзию и цель. Он убежден, что Америка, несмотря на обездвиженность и глубокую деменцию, упала нарочно – чтобы близкие вновь собрались в одном доме.
Камера Эрика Столла – одного из авторов фильма – с любовью и вниманием наблюдает как за акробатическими этюдами молодых братьев-циркачей, так и за размеренными, дающимися таким трудом движениями старой Америки. Красота, по мысли режиссеров, дана в самой жизни, даже если жизнь эта близится к завершению. Красота в слабом голосе любимой бабушки, в морщинах, в лучах утреннего солнца, запутавшихся в седых волосах.
Ленту сняли два документалиста из США – Эрик Столл и Чейз Уайтсайд – однако, это отнюдь не голливудская история со счастливым концом. Мечтам Диего о сплоченной семье не суждено сбыться: он видит, как его братья ссорятся из-за денег, неспособности найти общий язык и необходимости постоянно ухаживать за Америкой, что не так-то просто.
Другое путешествие в мир пожилых и мудрых – картина турецкого режиссера Шивон Мизрахи «
Далёкое созвездие». Мизрахи видит во встрече с возрастными героями не больше, не меньше – полёт в отдаленное созвездие, другую галактику или неизведанную планету.
Эта населенная призраками фантазия помещает нас в стамбульский дом престарелых, резиденты которого, уже повидавшие все, греются в свете камеры. Скрипучим голосом женщина делится своим мнением об армянском геноциде. Очаровательно бредящий пианист исполняет произведение и признается в любви. Слепой фотограф вертит в руках вспышку, наставляя свою камеру на нас.
С первого взгляда, «Далёкое созвездие» – это традиционный документальный фильм с «говорящими головами». Но стоит только отстраниться от прежнего опыта просмотра неигрового, как зритель обнаружит себя погруженным в гипнотические ритмы переходного состояния пожилых героев Мизрахи.
Неигровой феминизм
Под прицелы кинокамер все чаще попадают женщины. Они артистичны и доверчивы, органично смотрятся в кадре, не стесняются эмоций, но главное – женщины перестали притворяться «слабым полом» и не боятся заявить о своей силе. Именно такой – храброй и стремящейся вперед – мы видим Бобби Джин, героиню
одноименного фильма датского режиссера Эльвиры Линд.
После десяти лет звездной карьеры в Израиле американская танцовщица Бобби Джин принимает неожиданное решение. Она оставляет своего великого наставника, хореографа Охада Нахарди, расстается с молодым любовником и возвращается в США. Твердо решив добиться успеха, она создает собственные спектакли. Экспериментирует с техникой танца, но больше – пытается разобраться с собой посредством творчества.
Нежная и откровенная, созидающая и разрушающая, Бобби Джин ищет собственное «я» и ломает устоявшиеся нормы. Молодой танцовщице приходится не только с нуля начать собственную карьеру, но и найти ответы на сложные вопросы о материнстве, отстоять взгляды на семью и собственную сексуальность.
Другую power girl представляет полячка Марта Прус в картине «
За пределом». Прус рисует портрет российской художественной гимнастки Маргариты Мамун, снятый в самый важный год ее спортивной карьеры – перед Олимпийскими играми. Лейтмотив фильма, и, кажется, всей жизни гимнастки, бескомпромиссное замечание тренера: «Не береги силы – не сдохнешь».
Однако в фильме дается не только драма вгрызающейся в победу спортсменки (на месте Мамун мог бы и оказаться любой другой гимнаст–мужчина). История Мамун – это еще и история отношений с другими сильными женщинами – жёсткой Ириной Виннер и строгой, но сочувствующей Аминой Зариповой.
Мультикультурализм как он есть
Отрицание границ и гармоничное существование в разных культурах в самом чистом, незамутненном виде запечатлено в ленте «
Постоянно временная жизнь Мухи».
Мухи – мальчик из Сектора Газа – последние семь лет живет в израильской больнице и не может вернуться домой. Врачи из соседней (и враждебной родному государству) страны спасли тяжелобольного малыша. Мухи живет в парадоксальных условиях, в которых не имеют значения национальная принадлежность, религия и конфликт, раздирающий его мир.
Рина Кастельнуово и Тамир Эльтерман находят место юмору в драматической истории парня и противоречивом конфликте Палестины и Израиля. Семилетний пацан, которого дед учит чтить пророка Мухаммеда, празднует бар-мицву в кругу еврейских медсестер и больничной ребятни. А на вопрос о религии с хохотом отвечает, что ему нравится Иисус и вообще, на самом деле, он русский. Вот так легко, добродушно очаровательный Мухи пытается примирить религии, культуры и страны, которые в мире взрослых не выходят из состояния противоборства и войны уже многие десятилетия.
Фестиваль «Флаэртиана» пройдет в Перми с 14 по 20 сентября. Полная программа фестиваля доступна на сайте flahertiana.ru. Показы фильмов международного конкурса проходят при поддержке Посольства Государства Израиль в РФ и Польского культурного центра.