«В апреле, когда все находились в шоке и ужасе, а концертный мир рухнул, Вовка Кожекин, организатор фестиваля «Платформа», устроил благотворительную акцию «Картоха», чтоб просто развести по мешку картошки музыкантам», - рассказывает пермский музыкант Юлия Балабанова. Но это было в Москве и Подмосковье, а пермские музыканты оказались с коронакризисом один на один.
Они рассказали ТЕКСТу о том, насколько упал их заработок, чем занимались на самоизоляции и почему плохи концерты онлайн.
Роман Аверин, музыкант:
Концерты отменились с марта и заработок упал сильно. Но у меня есть второе направление, педагогическое: я преподаю гитару, даю частные уроки. Хоть у меня учеников и немного, но сейчас это приносит мне хоть какой-то доход. Появилось время для самосовершенствования, и я осваиваю клавишные инструменты, закончил первый курс в институте культуры.
Артистам очень сложно жить без концертов даже в эмоционально-психологическом плане. Я очень много работал до пандемии, у меня была сильная загруженность — пять-шесть концертов в неделю, а то и больше. Когда начался карантин и «картинка поменялась», просто не знал, куда себя девать. Был нужен выплеск эмоций.
Поэтому мы, как множество музыкантов, решили попробовать онлайн-формат, да и люди просили сделать такой концерт. Первый концерт сделали своими силами дома у певицы, с которой я работаю. Всего у нас было три концерта и все они были «ВКонтакте». Мы хотели поддержать наш дуэт в форме и чтоб не терялся репертуар, удовлетворить заявки на выступление и расширить аудиторию через этот паблик. А цели заработать не стояло, поэтому мы не подключали никакие донатные системы.
Мы сыграли не ради денег, на энтузиазме. Первый концерт прошел в камерной, уютной домашней атмосфере. У него было порядка 80 тысяч просмотров. Делали своими силами — поставили мой ноутбук, звук писали со звуковой карты. За все я отвечал сам, это не очень удобно, нужно за всем следить. Скорости интернета не хватало, притормаживала картинка, но люди отреагировали очень тепло и мы решили продолжать формат. В живую ты чувствуешь отдачу от людей, диалог, контакт, а онлайн ты не видишь реакцию людей по ту сторону экрана, только комментарии. В момент выступления ты не имеешь возможности полноценно контактировать с аудиторией.
Потихонечку все восстанавливается, сейчас у меня уже начала появляться работа. Например, мы играли концерт для строительной компании в доме, который находится на стадии строительства, на 12 этаже. Это тоже была онлайн трансляция, но она была адресована, в первую очередь, их клиентам.
Юлия Балабанова, поэт и музыкант, замдиректора во воспитательной работе школы «Дуплекс»:
Поначалу была мысль делать онлайн-форматы, но я очень быстро от нее отказалась, потому что этого внезапно стало очень много. Я поняла, что не хочу толкаться локтями. К тому же мое творчество требует присутствия, по крайней мере, в концертном формате. Думаю, в онлайне я бы не смогла добиться эффекта, который люблю добиваться на живых концертах.
В какой-то момент меня осенило, почему бы не записать альбом. И мы эту задумку уже
частично реализовали, сейчас мы работаем над следующими песнями. В конечном счете это будет полноценный альбом, 11 треков.
Мы короткими перебежками в масках добирались до студии и записывали. Я, гитарист и звукорежиссер. Первые дни, когда были совсем жесткие требования по самоизоляции, я просто ходила в студию маске и с ключами от квартиры, а в сумке всегда были продукты. Потому что студия находится неподалеку от дома, и если б вдруг меня остановил патруль, то сказала бы, что ходила за продуктами. Я не пользовалась общественным транспортом, такси, в этом плане все было безопасно, в сумке с собой всегда антисептический гель. Все правила безопасности мы соблюдали.
Прошлым летом фестивали меня неплохо кормили и я собиралась ближе к отпуску составить свой график. Собиралась однозначно на Грушинский фестиваль, меня ждали весной в городах, где я была с концертами осенью. Наделялась повторить выезд в Египет — там в январе у меня была серия камерных концертов, организовалась своя публика и они очень звали вернуться, с местными музыкантами сделать программы. Все это накрылось и ничего не будет. Но я в этом смысле в выгодном положении — мой основной источник дохода, который я себе организовала, устроившись в школу, не зависит от музыки.
По весне я много донатила, переводила денег знакомым друзьям музыкантам, у которых музыка - единственный источник существования. Это еще одна из причин, по которым я не устраивала собственные онлайн-концерты. Я считала, что это немного неэтично. У меня есть работа, стабильный доход, стабильный, а выходить онлайн и отбирать хлеб у того, кому сейчас на самом деле тяжело, это не очень хорошо. Сейчас основная острота <ситуации> спала, но это был период взаимовыручки.
Никита Классен, диджей, директор магазина граффити Plus Market:
Диджейский заработок мгновенно упал до нуля. Пока таким и остаётся. Многие мои знакомые диджеи и музыканты активно вели онлайн-трансляции сетов и выступлений. Это отличная практика и способ оставаться на виду. Диджеям, пожалуй, было посложнее, так как некоторые платформы, бывает, что банят стримы по авторским правам (например, Инстаграм).
Помимо регулярного диджеинга в барах, в планах на лето было участие в музыкальных и танцевальных фестивалях. На некоторых из них я играю ежегодно, плюс летние тусы и маркеты, где всегда есть место хорошей музыке. Гастроли в другие города. Все либо отменились, либо перенеслись на неопределенный срок. Стримы я не вел, но это не значит, что музыка на перерыве. Это уже как образ жизни, поиск интересного невозможно прекратить. Сейчас, например, копаюсь в разных бразильских мотивах, флипах и ремиксах на неё. Диджеинг для меня как был приятным хобби, таким и остаётся. А как вся дичь началась, мне и других дел хватало. Весь апрель и май полностью погружался в Plus Market, надо было держать его на плаву.
Онлайн — тот вариант, когда других способов делиться музыкой особо-то и нет. Но мне кажется, что этот формат слишком односторонний. В онлайне никогда не будет атмосферы присутствия, а максимально честная саунд магия происходит именно вживую.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ