Долго ли новые авиадискаунтеры смогут баловать пермяков дешевыми билетами?
Настасья Костина, специально для Casual Friday
Самолет с креслами, как в электричке – это, пожалуй, самое впечатляющее объяснение, что такое «жесткий лоукостер». Именно так глава «Аэрофлота» презентовал будущую бюджетную авиакомпанию «Добролёт», которая в этом году собирается полететь и по маршруту Пермь-Москва. Кстати, известная тактика. Припугнуть, как следует, поначалу, чтобы потом не хныкали по пустякам.
И это отличается о того, как вели себя когда-то существовавшие лоукостеры «Авианова» и Sky Express, которые тоже летали из Перми. Они радостно заявились, позитивно вышли, покорив всех тарифами в 500-600 рублей, и весело летали под разноцветными лого. Ну а потом веселье кончилось. Обе компании завершили свою историю банкротством. Обе прекратили летать в 2011 году.
С «Аэрофлотом» все выглядит пока совсем наоборот, так, как будто за дело взялись суровые, серьезные ребята. Они пролоббировали изменения в воздушный кодекс: жестко заявили, что никакого лоукостера не будет, пока не введут невозвратные билеты и не разрешат летать пилотам-иностранцам. При этом работать в «Добролете» позвали бывших менеджеров «Авиановы», то есть людей с набитыми шишками и уже без розовых очков.
Но главное, была политическая воля.
«А почему у нас нет низкобюджетной авиакомпании?» – спросил однажды президент авиаторов. Все поняли, что отвечать не надо - надо делать.
Ну а сравнивать затею мощной госкомпании с любым частным стартапом в России бессмысленно.
Так же и с другими подобными проектами. Например, с середины января авиакомпания «Трансаэро» запустила рейсы дисконт-класса, из Перми в Москву в том числе. То есть она не создает отдельного лоукостера (что определяет особую бизнес-модель), но какие-то «вариации на тему» разыгрывает. В их случае ситуация схожа с аэрофлотовской – за низкобюджетное направление взялась уже давно работающая, крупная компания.
«Все авиакомпании что-то придумывают. Большинство мелких сожрали, теперь надо что-то изобретать, дабы конкурировать между собой. Я думаю, это не первые и далеко не последние акции от авиакомпаний, будут еще», – уверен один знакомый авиатор.
И заметьте, эти компании никто не обвинит в демпинге. Они ведь честно анонсировали условия для пассажиров. «Демпинг» – некрасивое слово, а вот «лоукостер» – звучит даже как-то романтично, шутят аналитики.
Смогут ли выжить авиадискаунтеры в России? Вот главный вопрос теперь. Но прогнозировать здесь действительно сложно.
Ведь что такое лоукостер? Это не просто низкие цены, это – низкие издержки (самих авиакомпаний, которые в итоге могут снизить цены на билеты без убытков для себя).
«В условиях современной российской экономики особо больших резервов для экономии нет, - считает главный редактор отраслевого ресурса «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. - Они могут возникнуть только в том случае, когда есть сильная конкуренция между поставщиками авиакомпаний. А у нас ценообразование – по классической монопольной модели». Проще говоря, если бы к авиакомпаниям стояла, к примеру, очередь из поставщиков топлива, тогда и они могли бы «подвинуться» в пользу пассажиров при планировании цены на билет.
Есть ли еще возможности удешевить перелеты из Перми?
Должны быть дешевле услуги аэропортов. Кстати, здесь, как мне кажется, по принципу «нет худа без добра». Ведь пока в Перми нет хорошего современного аэропорта, у авиакомпаний есть шансы относительно недорого обслуживаться здесь. А появится новый и дорогущий терминал – цены наверняка будут другими. Кстати, сейчас у пермского аэропорта есть и программа скидок, они могут быть до 40-60%. Правда, не по столичному направлению. Дешевле «припарковаться», заправиться и т.д. могут только те, кто использует малые суда, либо открывает новые маршруты, либо на уже существующих вводит дополнительные рейсы (а, надо сказать, Пермь-Москва забит больше других).
Должны быть большие объемы перевозок (это другой ключевой принцип бизнес-модели дискаунтера). Да, рейс до Москвы – самое бойкое направление, и, казалось бы, есть шансы «сделать кассу». Но, во-первых, здесь уже очень много конкурентов. А, во-вторых, к трем летающим из Перми авиакомпаниям недавно были претензии ФАС – антимонопольщики считают, что они завышают цены на билеты примерно на 20% . Спор пока продолжается, но если авиакомпании проиграют, то им придется удешевить билеты и это как бы «съест» скидку, которую могут дать пассажирам лоукостеры. В итоге разница может получиться не такой уж существенной.
«Тарифы авиадискаунтеров могут быть ниже, но не радикально ниже, чем существующие», - подтверждают аналитики.
Так что закон выживания лоукостеров жесткий. Аэропорты должны быстро работать, а самолеты – постоянно летать. Самолет в небе – приносит прибыль, самолет на земле – генерирует убытки.
Выходит, что живучесть авиадискаунтеров, в том числе и в Перми, будет зависеть от многого. Сможет ли пермский аэропорт работать быстро и гибко, будут ли пермяки летать намного больше и т.д.
Однажды, когда еще были живы «Авианова» и Sky Express, в редакции разразился дикий хохот. Оказалось, моя коллега искала билеты до Москвы, и самыми (самыми!) дорогими оказались… Угадайте чьи? Да, как раз одного из «лоукостеров».
Вот и проверим, будет ли через пару лет вся Пермь похихикивать, собираясь в столицу.
Плакат 1923-1924 годов, автор - А. Родченко (из книги «Аэрофлот. 90 лет на высоте. История в плакатах»).
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.
8 декабря 2024 | 09:21
В Перми открылся первый фиджитал-центр, объединяющий компьютерный и обычный спорт
В Перми рядом с СК им. Сухарева открылся первый фиджитал-центр. Фиджитал – это новый вид спорта, который был официально признан в России в 2023 году и представляет собой функционально-цифровое двоеборье. В Перми в составе центра несколько уличных площадок - для воркаута, баскетбола и игровое футбольное поле.
Как сообщает телеграм-канал
ИТ-Пермь, любители компьютерного спорта могут сразиться в дисциплинах по фиджитал-футболу, фиджитал-баскетболу, подготовиться к соревнованиям Dota 2, CS:GO и многим другим классическим видам компьютерного спорта.