В этом году пермской анимации исполнилось 60 лет – в марте 1965 года «Пермьтелефильм» выпустил первый мультфильм «Семь Я». Пермская студия телевидения создавала анимационные фильмы вплоть до 1997 года. За это время было выпущено в эфир более 40 мультфильмов - рисованных, кукольных и пластилиновых. Многие из них с успехом демонстрировались на Всесоюзных и Международных фестивалях, а некоторые до сих пор транслируются на центральном телевидении.
ТЕКСТ решил узнать, как развивалась пермская анимация, какие мультфильмы из Перми смотрели дети Азии, Африки и Латинской Америки, и чем закончилась история пермского мультцеха:
От «Семьи» до «Отражения»
Зарождение мультипликации в Перми, как и во всей стране, пришлось на период отечественного анимационного бума – в период «оттепели», когда аниматоры в СССР начали острее чувствовать свою актуальность. В марте 1965 г. на экраны вышла первая пермская мультипликационная работа «СемьЯ», выполненная методом перекладки. Это была миниатюра о женской судьбе, где героиня выступала в семи ролях: я — хозяйка, я — мать, я — жена, я — работница и т.д. Ее автором стала Светлана Можаева, которая была и режиссёром, и художником, и оператором. Именно она считается первым мультипликатором Перми.
На следующий год выходит второй анимационный фильм Пермской студии телевидения «Как Лежебока Неохоткин работягой стал». После небольшого перерыва в 1969 году рождается новый 10-минутный чёрно-белый мультфильм «Как кот Васька в третий класс перешёл» по сценарию Владимира Воробьёва. 20 копий этого мультфильма были созданы для зарубежных стран. В 1970 году на экраны выходит новая картина «Сказка про доброго слона», которая также поступила в зарубежный обмен, а часть копий была продана в Африку. И если это был первый полностью рисованный пермский мультфильм, то в 1971 году выходит первый цветной рисованный фильм «Май-мастеровой, волшебная машина и король-вояка».
В 1970-е годы в пермской анимации происходят новые витки развития. На смену дорогостоящим и трудоёмким рисованным фильмам появляется объемная анимация (с помощью кукол) и комбинированные съемки, где наряду с кукольными героями в мультфильме снимался живой актёр. Самыми известными картинами была серия мультфильмов «Тяп и Мика», «Самый ученый заяц», «Девочка и лев», «Босоножка и ее друзья» и т.д.
В 1980-е годы «Пермьтелефильм» выпускает серию мультфильмов, посвященных коми-пермяцкой мифологии («Верешок», «Потя и Потиха», «Богатырские сказы»), а в 1983 году снимает мультфильм «Капризка». В 1989 году выходит мультфильм «Про Ксюшу и Компьюшу», задачей которого было «приобщить детей к компьютеризации, но при этом не забыть душу человеческую».
В 1993 году начинается новый и последний период истории пермского мультпроизводства - пора пластилиновой анимации. В 1996 году планировалось выпустить мультфильм «Барби-царевна» о приключениях импортной куклы и русского Ивана-дурака, но не удалось. Вместо этой картины на «Пермьтелефильме» сняли историю «Говорящий картофель». А в 1997 году Пермской студией телевидения будет снят последний мультфильм — «Отражение».
Сказки 18+
В 1978 году выходит принципиально новая анимационная работа — первый пермский мультфильм для взрослых «Как Ваня жену выбирал». Героями мультфильма стали персонажи из русских народных сказок, перенесённые в современность – холостяк Иван и три невесты Василиса, Машенька и Баба Яга.
Большинство членов пермской киноредакции было против этой затеи, но фильм был одобрен Главным управлением. В итоге картина была принята к показу по центральному ТВ, в зарубежный и всесоюзный обмен, и даже стала дипломантом Всесоюзного фестиваля телефильмов в Баку.
В 1981 году выходит второй пермский мультфильм для взрослых «Всем чертям назло» о том, как Баба-Яга и черти пытались помешать счастью Ивана и Марьи. Здесь также героями мультфильма стали персонажи из русских народных сказок в современных декорациях. Премьерный показ этого кукольного фильма по первой программе центрального телевидения прошел 13 января 1982 года.
Но в ежегодном письме из Главного управления этому мультфильму дадут крайне низкую оценку: «Эстетика картины выдержана в стиле детского фильма, что снижает его художественную ценность». И Пермскому комитету настоятельно посоветуют более не браться за мультфильмы для взрослых. Так кукольные мультфильмы для взрослых на «Пермьтелефильме» больше производиться не будут.
Международное признание и падение пермской мультипликации
В рамках всесоюзного обмена копии пермских мультфильмов рассылались по всем региональным студиям СССР. Они регулярно появлялись в сетке вещания центрального телевидения, участвовали в международных фестивалях, транслировались в странах Азии, Африки и Латинской Америки, отдельные работы были показаны в Восточной и Западной Европе. Все крупные международные награды в истории пермской анимации получат именно кукольные мультфильмы.
В 1990-е годы перед анимацией практически во всех бывших союзных республиках остро встала проблема выживания. Пермское мультпроизводство не стало исключением. С каждым годом финансирование становилось более скудным, и найти возможность для киносъёмки было всё сложнее. Теперь и качество плёнки становится технической проблемой пермской анимации. У той, что выделялась на производство, была плохая цветопередача, а на качественную пленку типа «Kodak» не было средств.
В 1996 году мультцех в полном составе проучился на курсах по компьютерному анимационному производству, а уже через год, 11 марта 1997 года, кинопроизводство на пермском телевидении ликвидируют. Основной причиной стали недостаточное финансирование из средств госбюджета и убыточность кинопроизводства.
Татьяна Семилейская (ТЕКСТ). В статье использованы материалы книги Ю.Баяндиной «Люди и куклы» (Издательство «Маматов», 2012 г)