Алина Комалутдинова, специально для Casual Friday.
Вечер четверга. Более сотни человек собрались в пермском ресторане и внимательно слушают ведущего. «В XIX веке зрители приезжали в театр на экипажах. Что желали друг другу актеры перед спектаклем, надеясь на удачное представление?» — спрашивает ведущий. Собравшиеся начинают перешептываться. Правильный ответ — «побольше лошадиного навоза» — на этот раз дали не многие, но у команд еще есть возможность отыграться. Они участвуют в интеллектуальной барной викторине «Мозгобойня», которую запустил этим летом в Перми Тимур Шаймарданов с единомышленниками. Через пару часов команды выяснят, кто тут самый умный.
В интеллектуальные игры разного формата Пермь играет давно — с 1992 года. Движение началось со школьников, потом его подхватили студенты, следом подтянулись все остальные. Однако именно сегодня игры переживают некий ренессанс. За последний год в Перми появилось несколько видов. Это интеллектуальные бои для топ-менеджеров Braindo, барные викторины «Мозгобойня» и «Отгадариум», а в октябре пермяки смогут сыграть в интеллектуальный турнир клуба «60 секунд».
Я и сама пару лет назад крепко «подсела» на этот «интеллектуальный допинг». Сколотив с друзьями команду, мы стали неистово участвовать в городских интеллектуальных турнирах. Среди нас нет Вассерманов и Поташевых, зато мы очень любим от души понапрягать мозги и с удовольствием состязаемся как с «динозаврами» ЧГК, так и с новичками. Это своего рода спорт. И наша команда, бывает, выигрывает.
Команда "Эрудированное состояние", победители третьей "Мозгобойни".
Но это мой частный пример. Почему же «зарядки для ума» набирают массовую популярность сегодня? Здесь несколько причин.
Во-первых, барные викторины ориентированы не на продвинутых эрудитов, а обычных людей. Это викторина на логику, сообразительность и кругозор, такая «идеальная» форма соревнования, не требующая физической активности, запредельного олимпиадного уровня знаний и каких-то сверх усилий. В ней могут найти себя люди с разным типом мышления, умеющие «работать в команде».
Во-вторых, это новый тип досуга для Перми. Игры проводятся в ресторанах и пабах, в непринужденной атмосфере. Тимур Шаймарданов говорит, что «Мозгобойня» не позиционирует себя как интеллектуальная игра, скорее как способ альтернативного времяпровождения для компании друзей. Можно сходить в галерею на выставку, можно в кино, можно просто посидеть в ресторане, а можно — «вкусно поесть и голову напрячь». «У нас что-то среднее между интеллектуальными играми и шоу. Наша аудитория — это не аудитория ЧГК. Это офисные работники, которые хотят интересно провести вечер в компании друзей», — говорит Тимур Шаймарданов. В первую игру «Мозгобойни» пришли сразиться 106 человек, а в четвертую — уже более 150. Тимур говорит, что это далеко не предел. В Минске, откуда пошла эта барная викторина, один тур играют по нескольку дней — все 2400 человек не могут состязаться разом.
Четвертая "Мозгобойня".
В-третьих, это доступное развлечение. Средний чек за участие в игре составляет 300 руб. Это сопоставимо с тратами на другие развлечения, например, походом в кино или кофейню.
В-четвертых, когда в обществе появляется больше запретов и разных «нельзя», людям нужен некий способ проявить интеллектуальную активность. И игры — как раз такой шанс. Один начинателей движения интеллектуальных игр в Перми, президент пермского интеллектуального клуба IGS Андрей Летягин говорит, что игры — прекрасная возможность «поразмять мозги». Он отмечает, что в городских соревнованиях также выросло число участников. Стали играть не только коллективы крупных предприятий, но и небольших компаний, которые раньше не играли, например, команды из продуктового ритейла, команды педагогов.
Сейчас интерес к разному роду интеллектуальным играм находится на подъеме. Возможно, через пару месяцев у нас будет как в Минске: несколько сотен человек будут ждать своей очереди, чтобы сыграть в один тур и выяснить, кто тут умнейший.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.