Алина Комалутдинова, специально для Casual Friday.
Нынешняя ситуация в сфере развлечений отличается от кризиса 2008 года. В прошлый кризис люди шли в клубы, несмотря на сложности — позволить себе маленькие радости было просто необходимо. Говорят, особенно отрывались тогда финансисты. А потом все «схлопнулось», резко сжалось — посещаемость стремительно упала — после бурной вечеринки настало тяжелое похмелье. Сейчас же ситуация другая: кризис постепенно «давит» на людей: курсы валют скачут и растут, рубль обесценивается, продукты дорожают, — публика осторожничает и перестала тратиться в клубах.
По оценкам источников, знакомых с ситуацией, падение посещаемости началось в прошлом месяце — число гостей упало на 50%.
В первую очередь это коснулось клубов, чья аудитория — студенты и молодежь до 30 лет. Они не знают, что будет дальше, «держат» деньги на руках, сокращают расходы. Если раньше новогодние вечеринки делали внушительную кассу, то теперь промоутеры не уверены, смогут ли они хорошо заработать в праздники.
Нельзя сказать, что ночные клубы в раз опустеют, нет. Часть публики будет сидеть дома или собираться дома у друзей, часть останется в клубах, но будет меньше тратить. В свою очередь, заведения начнут сокращать расходы — экономить на «звездах»: они будут звать местные музыкальные команды и ди-джеев из соседних городов.
Что станет с пермскими ночными клубами в следующем году? Разная судьба ожидает клубы с разной аудиторией. Прогноз похож на гадание на кофейной гуще, конечно, но попробую объяснить: тяжелее всего придется тем заведениям, у кого помещение в аренде и не очень-то платежеспособная публика — молодежь и студенты. Учитывая, что арендодатели вслед за инфляцией будут поднимать ставки, клубу ничего не останется, как повышать цены на алкоголь. Чем платить за вечеринки студентам? Потребность в веселье никуда не денется, но «зажигать» они будут дома. Очень вероятно, что хоумпати снова станут актуальны: собраться зимой на даче или дома будет дешевле, чем поехать в клуб.
Заведения со взрослой и состоятельной аудиторией «просядут» меньше — на 20-30%.
«Будет тяжело, но не критично. Золотое правило: предупрежден, значит, вооружен. Мы понимаем, что поток клиентов будет падать. В такой ситуации важно придумывать разные маркетинговые вещи, не занижать цены — не надо работать в убыток заведению, когда даже местные поставщики взвинчивают цены. Потом доллар опустится, а вот цены уже нет. Грамотный выход — экономить на расходах, переходить на другие форматы работы, например, с круглосуточного на дневной и вечерний. Все-таки клубный бизнес — вещь эмоциональная, если клубы начнут менять стратегию не для того, чтобы заработать, а чтобы пережить кризис, они выживут. Нужно морально, а потом уже экономически, к этому подготовиться: пусть народу будет поменьше и мы поработаем в ноль, чтобы остаться на плаву, чем взвинтим цены и потеряем публику», — считает источник ТЕКСТа, работающий в развлекательной сфере .
Не исключено, что в следующем году часть развлекательных заведений закроется.
Выиграют те, кто хорошенько подготовится, и те, у кого помещение находится в собственности. Своих клиентов они все равно получат — желание веселиться не пропадет, публика побогаче будет ходить в рестораны и ночные клубы: «Такой уж у нас народ: ему плохо — хочется пить и пить, ему хорошо — веселиться и тоже пить».
Все начнет потихоньку возвращаться на круги своя: горожане в клубы, а клубы — к вечеринкам со звездами. Но это случится, когда экономическая ситуация стабилизируется и станет ясно, что ждать завтра и как планировать расходы: купить билет на концерт или запастись продуктами на неделю.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.