Что делать, если вам надоели заезженные сюжеты массового кино
Арина Маслакова специально для Casual Friday.
Что значит сходить в кино? Это значит посмотреть премьеру блокбастера на гигантском экране, в удобном кресле, с огромным ведром попкорна. Документальное кино чаще всего неудобное, неизвестное и показывают его в небольших залах.
В какой-то момент документальное кино стало очень модным. В 2013 году на церемонии закрытия Венецианского фестиваля тысячи журналистов держали наготове ноутбуки, чтобы сообщить всему миру название фильма-победителя. И неожиданно все оцепенели – главный приз получил итальянский документальный фильм «Sacro GRA/Священная римская кольцевая». Его режиссёр Джафранко Рози, получая Золотого льва, сказал: «Никогда и ни за что бы не подумал, что документальная картина выиграет Венецианский кинофестиваль». Тогда же московский Центр документально кино DOC, который теперь называется просто ЦДК, переехал из здания агентства «РИА Новости» на отдельную площадку на Зубовском бульваре, в здание Провиантских складов. На документальные фильмы в столице выстраивается очередь, и это не только хипстеры, а люди самых разных возрастов: подростки, студенты, состоятельные мужчины и дамы, молодящиеся пенсионеры и вообще кто угодно. Видимо им всем, как и мне, и постоянным зрителям некассовых фильмов, надоели заезженные сюжеты массового кино.
Мне, честно говоря, даже как-то неловко говорить, что документальное кино лучше игрового, потому что это не так. Просто есть хорошее кино и есть плохое. На мой взгляд, хорошее кино это то, которое заставляет работать фантазию, сердце, которому сопереживаешь, в которое веришь. Не знаю, как у других, но я давно начала скучать в кинотеатрах-«гигантах». Всё слишком понятно в массовом кино, все сюжеты известны наперёд. Не покидает мысль, что всё уже где-то было, и все фильмы сплошь нарезки из предыдущих. Ещё одни и те же красивые лица. Пошло. Скучно. Другое дело некассовое кино, и уж совсем другое дело кино документальное.
В документальных фильмах такие сюжетные линии, что любой блокбастер обзавидуется.
«Флаэртиана» показывает истории реальных людей, которые тоже живут где-то прямо сейчас, пока я пишу этот текст или вы его читаете. В этом «фишка» фестиваля – собрать галерею, подвести черту и рассказать так, чтобы было интересно.
Пермскому зрителю очень повезло. Ему не показывают плохих документальных фильмов. В Перми работает команда профессиональных отборщиков, которая со всего света привозит документальные киноленты – победителей всевозможных фестивалей, лучшие фильмы за последний год.
По долгу службы я посмотрела все фильмы программ «Флаэртианы» и могу точно сказать, что в этом году на фестивале будет ох как интересно. Документальное кино смело осваивает все жанры — до комедии и спектакля, и все темы — от свадьбы престарелого канадца на малолетней филиппинке до личности Кустурицы и массовых убийств в Израиле.
Кстати, чем жизнь итальянцев вдоль римской кольцевой так сильно впечатлила венецианское жюри во главе с Бернардо Бертолуччи, можно будет разобраться на открытии «Флаэртианы» – его там покажут.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.