Предвыборная агитация кандидатов на пост губернатора Пермского края только началась, но уже очевидно, что увлекательной она не будет. Эксперты отмечают обилие баннерной рекламы и выбор вполне традиционных каналов информирования: газет и телевидения. Интернет, который открывает доступ к очень широкой аудитории, в агитации на нынешних выборах кандидаты используют крайне неактивно.
Николай Иванов, политический консультант, член регионального штаба ОНФ:
- На мой взгляд, объём и интенсивность политической агитации всегда напрямую связаны с уровнем конкурентности выборов. Вспомним прошлый год, когда в жёстком противостоянии, в борьбе за депутатские мандаты сошлись две команды — бывшего губернатора Басаргина и нынешнего депутата Госдумы Скриванова.
Тогда, начиная с марта, с подготовки к праймериз «Единой России», и заканчивая сентябрём — собственно выборами — на жителей Пермского края обрушились тонны предвыборных газет и листовок, в том числе, изготовленных в духе чёрного пиара. А буквально на каждом квадратном метре, например, в Перми на нас глядели лица кандидатов.
В нынешнем году всё иначе. Выборы губернатора проходят в бесконкурентной среде, их исход всем понятен. А раз так, какой смысл немногочисленным кандидатам тратить деньги на недешёвую рекламу на телевидении и в газетах. Именно поэтому абсолютным большинством кандидатов, включая главного, выбран самый относительно недорогой вариант, позволяющий наиболее эффективно поднять узнаваемость — наружная реклама.
Что касается продвижения в соцсетях, то этот вариант в принципе самый дешёвый. Но боюсь, что мало эффективный. Потому что, как это ни грустно, большая часть аудитории, проводящей время в интернете, на выборы вряд ли придёт.
Людмила Ознобишина, директор ООО «Центр избирательных технологий»:
- Особенность этой кампании в том, что со стороны организаторов выборов — избирательной комиссии — предприняты действия по стимулированию явки: это большое количество баннеров, интернет-приложение, реклама в Вайбере, всевозможные концерты, лотереи, реклама в СМИ.
Если год назад фоновая социальная реклама выборов «тонула» в общем потоке рекламы партий и кандидатов, то теперь она воспринимается с рекламой фаворита гонки в комплексе, как одно целое.
В агитации, безусловно, бросается в глаза обилие баннеров, сити-форматов. Но на мой взгляд, необходимо учитывать большое количество фоновых сюжетов и материалов в СМИ, мероприятия депутатов Пермской городской думы и прочие сопутствующие события, которые, конечно, работают на представителей административного ресурса.
Особой активности, отличающейся от довыборного периода, в использовании зарегистрированными кандидатами соцсетей и мессенджеров я бы не стала отмечать. Как и везде в регионах РФ, где проходят выборы, активны Телеграм-каналы: они работают в части различного инсайда, информации и дезинформации для дискредитации конкурентов. Год назад эту роль выполняли паблики в Фейсбуке.
Олег Хараськин активно взаимодействует с депутатским корпусом муниципалитетов через аккаунты в соцсетях ВКонтакте и Одноклассники. Чуть менее через Фейсбук, но это не самая популярная соцсеть у муниципалов. По моей информации, около 30 подписей муниципального фильтра «пришло» к нему через соцсети. Люди знали его, читали. Так что определённый эффект от работы в интернете есть. И год от года он выше.
Можно ли говорить о каких-то новых формах информирования о кандидатах? Агитационный период в СМИ стартовал совсем недавно, 12 августа. Кроме того, расценки на рекламу в СМИ высоки, и всегда есть вопрос с качеством исполнения. И поскольку то, что происходит, выборной кампанией можно назвать лишь условно, каких-то новых форм работы ожидать не приходится.
Всеволод Бедерсон, сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований при ПГНИУ:
- Самые очевидные тенденции проистекают из того, что нынешние выборы губернатора неконкурентны, и агитация на них соответствующая. На улицах Перми мы видим в большом количестве только баннеры главного кандидата, которые сами по себе не особо примечательны. Это один и тот же текст, одна и та же картинка. Кроме баннеров Решетникова можно встретить разве что агитацию кандидата от КПРФ Ирины Филатовой.
Главное, что можно сказать о начале агитационной кампании: она неинтересная. В первую очередь, для избирателей. Сложившаяся ситуация формирует у граждан представление, что всё решено, и демотивирует участвовать в выборах.
Есть ощущение, что кандидаты всё больше используют интернет, но всё равно делают это незначительно по сравнению с тем, какую сильную роль играет сеть в политической жизни. Кандидаты не особо рассчитывают на этот ресурс.
Образ Решетникова, который подаётся в интернете, можно назвать «юзер френдли» — он простой и лаконичный. Но в виду того, что выборы безынтересны, его работу не с чем сравнивать.
Кандидаты могли бы активнее использовать Facebook и YouTube. Те, кто не прошёл муниципальный фильтр (Олег Хараськин и Константин Окунев — ред.) очевидно, пытались охватить аудиторию несколько большую, чем это стандартно делается на выборах. Но сейчас для них это уже не имеет смысла.
Агитационная компания должна вступить в сильную фазу за две недели перед выборами. Может, другие кандидаты ещё проявят себя. Но я, к сожалению, не думаю, что это сделает выборы интереснее.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).