Иван Козлов, специально для Casual Friday.
Внезапно я понял, что не могу ругать «Белые Ночи 2014». Это осознание меня искренне удивило – характер у меня достаточно поганый, ругаться и язвить я люблю по поводу и без. Но тут вдруг оказалось, что мне просто не к кому обращаться. Некому оппонировать. Даже злость сорвать не на ком. Не нахожу никого, кому бы действительно нравились «Белые Ночи 2014» и фестивальный городок. Опустился уже до какого-то абсолютного скотства, до придирок к незнакомым людям в соцсетях. Страдаю.
Хороший товарищ писал вчера обзорную статью про фестиваль, пытался найти хоть кого-нибудь из местного экспертного сообщества, кто положительно отозвался бы про городок. Просто для порядка, чтобы в статье был представлен весь спектр мнений. И не нашёл. Говорят, что даже Вадим Некипелов даёт грустные комментарии, признаваясь, что вышел не комфортный городок, который он хотел, а какая-то бесприютная рыночная площадь.
Вообще, всё это время было забавно наблюдать, как трансформируется образ Вадима Некипелова в глазах культурной общественности – по мере того, как над руководителем «Интерсферы» издевались на оргкомитетах «Белых Ночей», чуть ли не в открытую срывая ему планы по городку, он постепенно превращался из человека, находящегося по ту сторону баррикад, в «своего парня», которому просто не повезло. Некипелов, конечно, трагический персонаж во всей этой истории, и посочувствовать ему можно, но без фанатизма. Не думаю, честно говоря, что, будь у его команды больше времени и ресурсов, городок получился бы более эстетически привлекательным. Вкус за деньги не купишь, и, если количественно наращивать безвкусицу, качественного скачка не произойдёт. Я был в городке и, кажется, по тому, что там сейчас есть, можно получить какое-никакое представление о первоначальных замыслах – и эти замыслы меня не особенно впечатляют. Кстати, на днях узнал, что за визуализацию всего «Евразия-парка» ответственен дизайнер и фотограф Кирилл Тесленко - дизайнер обложек для журнала «Досуг», работавший, если верить фэйсбуку, на «City Cats» (уж очень мне нравится эта сочная деталь, ничего не могу с собой поделать).
Хотя здесь нужно остановиться, иначе я опять скатываюсь в критику. Кто бы мог подумать ещё год назад, что критиковать современные культурные инициативы станет общим местом и чуть ли не дурным тоном, примерно как избиение лежачего.
К тому же, я им всем искренне благодарен. Благодарен команде «Белых Ночей», городской администрации, «местным творческим силам», министерству культуры. Когда я слышу, что они говорят и вижу, что они делают – профанируют фестиваль, запрещают концерты и кинопоказы, изводят музеи, - я впадаю в ярость. А я человек жутко ленивый, и ярость – это, наверное, единственное чувство, которое может заставить меня пошевелиться и начать что-нибудь делать самостоятельно. Так что с недавнего времени я и несколько моих друзей и единомышленников живём надеждой, что к концу года культурное пространство Перми обогатится одной независимой инициативой.
Дело в том, что действительно пора проявлять какую-то активность. По большому счёту, выбора у нас нет. Сидеть в интернете и разражаться комментариями о том, как «эти» опять всё испортили - окей, мы занимались этим целый год, это приятно и иногда даже весело, но всему есть предел. Продолжать участвовать в культурной жизни так, будто ничего не случилось – тоже не вариант. Некоторые мои добрые знакомые так не считают и, например, делают при поддержке министерства культуры поэтический фестиваль, который как раз сегодня начинается. Не стал бы ставить им палки в колёса, будь даже у меня такая возможность – продвигать поэзию в любом случае благородно, - но и на пароход, на палубе которого сегодня стартует этот фестиваль, я тоже не пойду. С министерством культуры, за последний год отметившимся таким количеством славных дел, мне не по пути. Так что выбора действительно нет, в итоге остаётся единственный вариант: делать что-либо. Не важно даже, что именно. Не обязательно организовывать сложную многосоставную движуху, не обязательно исходить из каких-то существующих противоречий, просто делать, чтобы было весело и круто, и всё. И окажется, что это гораздо легче и приятнее, чем можно было предположить.
У меня друзья, например, придумали залезть в городской коллектор и в лучших традициях индастриала второй половины прошлого века бить там железными прутьями по трубам, и за месяц вызвали интерес местных и федеральных СМИ. Хотя, казалось бы. Сейчас они планируют устраивать концерт, звать зрителей, репетировать программу, всё как положено. Кроме шуток – вот достойный пример. Из бюджета не выделяют денег на инструменты – ну возьми, в конце концов, арматурину, и бей по чему попало. И тебе в кайф, и скучнее от этого явно не станет.
И да, эта история – она и про вопрос выбора тоже. Чем участвовать в некоторых сегодняшних проектах, я лучше с друзьями в канализацию полезу. Так, по крайней мере, без внутренних конфликтов обойдётся.