Рабочий поселок, Закамск, Парковый, Висим, Садовый, Гайва, Крохалевка, Балатово, Кислотные дачи, - при перечислении пермских микрорайонов память рисует знакомые образы: леса, долгая дорога, широкий проспект, шпиль КамГЭС, Черняевский лес, необычные сталинки и серые коробки панелек. Этот ассоциативный ряд можно продолжать бесконечно. Пермь – конгломерация жилых районов, построенных вокруг предприятий и заводов.
Мы неоднократно рассказывали про пермские спальники: где на окраинах можно обнаружить замечательную архитектуру, почему одни ЖК превращаются в гетто, а другие новостройки дополняют облик города, как проектировали Садовый и где еще сохранились старинные деревянные дачи.
Теперь мы хотим поговорить о том, какие спальные районы Перми были спроектированы и построены наиболее гармонично и в каком спальном районе сегодня удобнее всего жить.
Балатово: самодостаточный спальник
Это неплохо спроектированная группа микрорайонов, где есть почти все для жизни: социальная и спортивная инфраструктура («Олимпия» и СК им. Сухарева), два ДК, крупные торговые центры, кафе, рестораны. Балатово сегодня – единственный пермский спальный район, где есть свой действующий кинотеатр. «Весь район сфокусирован вдоль двух крупных улиц: Шоссе Космонавтов, через которое проходит большой парк, и ул. Мира, которая построена как большой зеленый бульвар, создающий основную артерию района. В этом смысле район довольно компактный», - говорит историк архитектуры Александр Михайлов. По его словам, это один самых органично спроектированных районов, стремящийся к самодостаточности.
Балатово простирается от Гознака и Стахановского кольца до Ипподрома. Микрорайон начали возводить в 30-е и 50-е годы, застраивая шлакоблочными домами и типовыми сталинками, как на ул. Нефтяников, в 60-е – хрущевками, панельками и многоэтажками. 90-е и 2000-е не пощадили внешний облик Балатово. Микрорайон пострадал от точечной застройки, но остался органичным и по-своему уютным.
В Балатово нет выдающейся архитектуры, зато есть несколько интересных по своей пластике зданий. Это жилой комплекс в районе Госзнака, спроектированный одним из мастеров советского модернизма, архитектором Александром Олисевичем. Это дома для работников Гознака, два здания в виде полукруглых скоб переменной этажности.
Другой пример интересной архитектуры в Балатово – ДК им. Гагарина в обработке М. Футлика. «Самое изящное, что мы можем увидеть в здании ДК им. Гагарина помимо прекрасного горельефа «Космос» авторства скульптора Рифката Багаутдинова, это очень красивые пилоны, которые поддерживают козырек здания. Если посмотреть на них снизу вверх, они утончаются и похожи на грибные стволы. Это изящная форма, красивая архитектура, которая представлена из мелких деталей», -
говорил о них Александр Михайлов.
Проблема Балатово – автомобильные пробки на выездах в центр города. Это район, который не был спроектирован под высокий автомобильный трафик и пострадал от того, что число автомобилей в Перми возросло.
Садовый: последний советский микрорайон
«У нас нет удобных современных районов. Возможно, они только создаются, но законченных комплексных образований нет», - говорит почетный архитектор России, завкафедрой архитектуры Уральского филиала «Российской академии живописи, ваяния и зодчества» Виктор Щипалкин. Он считает, что сравнивать спальные районы Перми между собой некорректно, так как они строились в разное время и подходы к планировке, экономика была разной.
Среди всех пермских спальных районов он выделяет два: Парковый и Садовый. «Для меня самый удобный район – Садовый. Это последний советский микрорайон. В 90-х его стали уплотнять точечной застройкой и сейчас это уже другая история», - говорит Виктор Щипалкин.
Садовый находится на относительно ровном плато. Застройка ограничена склонами малых рек. Район застраивался одним из последних в Перми. До того, как появились «панельки», там располагался частный сектор. Проект планировки под руководством А. М. Старкова и В. Н. Стряпуниной выполнен во второй архитектурно-планировочной мастерской института «Пермгражданпроект».
У Садового необычная застройка, которая на первый взгляд кажется хаотичной. Если посмотреть на него сверху, то окажется, что дома построены полукольцами, образуя дворы. Между дворами есть проходы на центральные улицы, на которых расположены магазины. Полузамкнутая планировка домов была сделана для того, чтобы защитить дворы от ветра, а система проездов — чтоб упорядочить транспорт и отделить его от пешеходов.
«На Садовом высотная планировка сделана грамотно: есть пятиэтажная, девяти и шестнадцатиэтажная застройка. Вдоль магистрали выстроены ритмические схемы, идет разреженная двенадцатиэтажная застройка. С другой стороны – линейная. Они исключают монотонность восприятия», - говорит Виктор Щипалкин.
Одна из главных артерий Садового – улица Уинская – на всем своем протяжении показывает пространственное разнообразие, что важно при жилой застройке. «Ведь основным недостатком районов считается монотонность», - отмечает Виктор Щипалкин.
На Садовом есть социальная, спортивная инфраструктура, кафе, рестораны. Один из его недостатков в том, что там мало парков и скверов, которые по замыслу авторов, должны рассредоточится по дворам. Другой недостаток – это его «живописная» кольцевая застройка. На практике оказалось, что в таком районе пешеходам и водителям трудно ориентироваться. «Одно дело, когда один квартал «живописный», а другое — целый микрорайон. Потом, в 90-е, появились возможности достройки. Уплотнение еще больше усугубило ситуацию, стало ориентироваться еще труднее», -
говорил о застройке Садового архитектор, основатель мастерской «Проект-Пермь» Сергей Шамарин.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ