Сергей Пахомов, специально для Casual Friday
Итак, за месяц
Englishman in Perm прочитали уже 10 тысяч человек. Это было моё видение, мои выводы о визите британского гостя. Но вот Майкл вернулся домой, осмыслил увиденное и выложил в закрытом блоге персональное и более откровенное мнение. Я привожу текст полностью, но позволю исключить благодарности в свой адрес, излишне политизированные комментарии нашей сегодняшней жизни и некоторые энциклопедические вставки.
«Небольшое число иностранцев посещают эту часть России, и это, безусловно, привилегия для меня и возможность пополнить знания о России, месте, где я никогда не был прежде.
В первый же день я заметил, насколько плохи здесь дороги. Разбиты настолько, что Сергей вынужден был постоянно объезжать и даже выезжать на встречную полосу. Встречные автомобили делали то же самое. Некомфортно и рискованно, в Британии такую дорогу бы закрыли как небезопасную. Я, с моим наивным британским мировоззрением, спросил Сергея: «Почему у вас такие плохие дороги?» Он ответил коротко: «Коррупция». О, и еще экстремальные перепады температуры в течение года, которые также разрушают поверхность дорог. Так что, если вы любите водить машину с ветерком, Пермь не лучшее место для этого, по моему мнению.
На этом снимке юная леди развлекает детей на улице перед торговым центром. Был Международный день детей, и такие организованные мероприятия проходили по всему городу в течение дня.
После возвращения из России у меня было время подумать. Многое из того, что я увидел и прочувствовал, помогло мне сформировать и обновить образ России, который сложился еще до поездки. Если честно, то я мало что знал о жизни здесь. Но многие вещи настолько поразили меня, что в моей голове сформировался новый образ.
Это фото позволяет мне понять, что радость девушки в ее ежедневной работе, счастливых эмоциях. Это тоже вид земной свободы, которая отсутствовала в моих представлениях о России и базировалась на знаниях транслируемых масс-медиа и чтении Александра Солженицина, на котором я вырос.
Мне кажется, что Россия до сих пор конфликтует внутри себя и ей все еще некомфортно осознавать необходимость перемен. Но молодое поколение не столь конфликтно. Эта молодая женщина явно не в противоречии со свободой самовыражения. В самом деле, она, вероятно, даже не задумывается о свободе. В этом отношении она могла бы сравниться с любой сверстницей из западной страны. Это не означает, что Свобода – это все. Она имеет повсюду своих критиков, как и западный капитализм, а свобода - это состояние, когда о ней не думаешь.
Это фото было сделано в Доме Мешкова, русского мецената 19 века.
Уверен, мы все знакомы с таким видом идеализации музейной выставки, которая гламуризирует прошлое и создает историю, не совпадающую с жизненным опытом. Возможно, это была честная попытка воссоздать жилую комнату 1960-х, чтобы вызвать ностальгию, или способ сказать: «Смотрите, как вы были счастливы, это стандартное жилье, которое предоставлялось партией и правительством».
Возможно, мои комментарии предвзяты, но они отражают впечатления от увиденного.
На протяжении шестидесятых самым популярным жильем была «Khrushchyovka» (дешевые многоэтажные железобетонные дома), т.к. Никита Хрущев участвовал в их развитии, чтобы преодолеть хронический дефицит жилья того времени. Такой образ мог быть взят прямо из брошюры о них. Или создан, чтобы показать патернализм государства под руководством Хрущева, чтобы создать некую социально-политическую гегемонию. Кто знает?
Выглядит немного вестернизированно, было желание показать высокий уровень жизни и достаток советской семьи, но на деле это могло быть недоступно многим людям. Или это мой индивидуальный, этноцентрический, западный взгляд на вещи, основанный на моем незнании России и ее истории? Это возможно.
Я вырос в 1960-70-е. Я помню «холодную войну» и те кадры, что показывали тогда СМИ. СССР был врагом и угрозой миру. Картинки, которые я часто видел по ТВ, показывали милитаризированную Россию, парады Победы и Октябрьской революции, были дискурсы о России как об опасном милитаризированном государстве, готовом воевать.
И вот я здесь. Это мой первый визит в Россию. Сергей останавливает машину рядом с открытым музеем военной техники, пушек и ракет.
Эта площадка резко контрастировала с остальной Пермью, которая, как мне казалось, переживает изменения. Это многонациональный город с множеством церквей различных конфессий, многочисленными ресторанами с кухней из разных регионов и стран, крупными торговыми центрами. Я даже побывал в ирландском пабе, где смог найти «Гиннесс», – это хороший бонус! Пермь когда-то была крупным центром военной промышленности. Вся артиллерия и ракетная техника, а также ступени межконтинентальных баллистических ракетных систем, двигатели для «МИГов» и артиллерия всех калибров производились в Перми, а что-то производится и сегодня».
Уорвикшир, июль 2016