9 Ноября 2018 | 10:52

А упала, Б пропала. Как прошло время смелых в пермском бизнесе

Борис Майоров специально для Casual Friday.


Борис Майоров

В прошлом десятилетии почти все думали об успехе: компании перекупали  специалистов, занимали и выдавали деньги на развитие, за полгода бронировали щиты для рекламы, снимали офисы побольше. Флагманы нового капиталистического мира классно смотрелись на обложках местных глянцевых журналов. Репортёры регулярно спрашивали владельцев стремительно раздувавшихся пермских компаний - как вы пришли к успеху, в чем ваш секрет? 

Я всегда внимательно читал, что они рассказывают, слушал и наблюдал за такими людьми, меня интересуют яркие личности. Сейчас, в новом десятилетии, я веду грустный подсчет тех самых героев, рухнувших с пьедестала. И их так много, что возникает вопрос: что действительно было тогда основой их успеха - личные качества или просто благоприятная ситуация?

В пользу второй версии говорит то, что на дно пошли корабли с самыми разными капитанами: автодилеры, застройщики, банки, пенсионные фонды, инвесткомпании, ритейлеры, айтишники, даже строители дорог. Вы сами знаете их имена. 

Помню, что в прошлом десятилетии у меня получался примерно такой набор качеств успешных бизнесменов: высокая активность, смелость и готовность к риску, самоуверенность, умение оказаться в нужном месте в нужное время.

Образование, интеллект, коммуникабельность - были разных уровней и, вроде как, не играли решающей роли. Осторожность - была отрицательным качеством.

Возможно, залогом успеха героев «нулевых» было именно сочетание личных качеств и особенности времени. Захват госсобственности времен 90-х в «нулевые» сменился проектами на быстрорастущих потребительских рынках, расширяющемся госзаказе. За умение смело и уверенно входить на рынки и быстро расти прощалось все - невысокая операционная эффективность, излишняя закредитованность, неадекватно оптимистичное планирование.    

Потом бурный потребительский рост закончился, новое поколение чиновников перекроило госзаказ и местный бизнес «средней руки» начал вымирать, как динозавры после похолодания.
     
Новая эпоха довольно жестоко обходится с героями недавнего прошлого, переводя их с обложек журналов на страницы уголовной хроники и банкротств.

Извините, господа, каждому герою - своё время. 

Кто же придет им на смену, кто станет героями в ближайшем будущем? Каждому герою необходимо пространство для подвига. Возможно, пытаясь понять где сейчас есть возможности для прорывов можно предположить, кем будут герои нового времени. 

Скорее всего, это хорошие проекты в совсем малом бизнесе (клиент готов голосовать рублём, какие-то деньги еще остались), национальный и внешние цифровые рынки (там рост никто не отменял), проекты в образовании,  крупные вертикальные корпорации, что-то еще. 

Я, конечно, излишне категоричен в заголовке - смелость, по-прежнему, будет в цене, но значительно большую роль будет играть наличие ценных, передовых идей и навыки высокоэффективного управления.

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией. 
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!