Сегодня PR уже не тот, что 5 лет назад. Инструменты, которые прекрасно работали тогда, сейчас не работают или не дают желаемого эффекта. Именно поэтому компании расширяют арсенал своих инструментов продвижения. Мы внимательно следим за рынком благодаря активной работе в федеральных PR-ассоциациях АКОС и РАСО. Это позволило нам выделить 7 четких трендов, которые мы рады вам представить.
1. PR пронизывает все сферы работы организации
Компании осознали силу пиара и стремятся сделать так, чтобы пиаровские смыслы и идеи охватывали все бизнес-процессы. В результате, пиарщики получают полномочия не только писать тексты для газет и журналов или проводить мероприятия. Они начинают читать тексты договоров, соглашений, внутренних приказов и распоряжений о компании. Зачем? Для того, чтобы разработанный ими образ компании был цельным, и все транслируемые ценности доносились бы единой картинкой, а не фрагментарно. Так и происходит уже в компании МТС, например.
Как это реализуется в жизни? PR-отделы становятся максимально самостоятельными. Согласно исследованию АКМР, только 11% PR отделов российских компаний подчинены отделам маркетинга. Остальные - либо самостоятельны, либо главенствуют над маркетологами.
2. Универсализм PR-специалистов
Исходя из увеличивающейся влиятельности PR-специалистов, расширяется их функционал. Более того, в меняющемся мире одни PR-инструменты теряют былую эффективность, другие, наоборот, начинают быть более действенными. Вы подумаете, что речь пойдет про интернет? Безусловно! Но одним лишь интернетом это не ограничивается.
Сегодняшние PR-специалисты ставят мюзиклы и гастролируют с ними по городам. Казалось бы, зачем это? Например, корпорация «Росатом» удачно использовала такой инструмент для того, чтобы показать безопасность атомной энергии. Когда на сцену выходили талантливые, красивые, интересные дети и показывали блестящее представление, все, даже самые подсознательные страхи, снимались как рукой. Или другой пример – проект компании Мегафон Megafaces, когда PR-специалисты занялись строительством 3D стены, на которую транслировались лица рядовых людей – гостей олимпийских игр.
3. Развитие digital communications
Изменение потребительского поведения, конечно же, влечет за собой изменения в работе пиарщиков и изменения на рынке PR-услуг. Сегодня очень сложно представить успешную PR-кампанию без использования digital-инструментов. Это уже некий old school, которым пользуются лишь в исключительных случаях.
Социальные сети и сайты не инструмент продаж (если у вас, конечно, не интернет-магазин)! Они обеспечивают присутствие компании в сети, создают и наполняют информационное поле, формируют отношение к бренду. А задача пиарщика – отслеживать реакцию клиентов и работать с обратной связью. В этом, на наш взгляд уже преуспели компании, работающие в сфере коммуникационных услуг: Мегафон, Билайн, МТС, Дом.ru и другие.
Стоит учесть, что время неосознанного потребления в соцсетях закончилось – сегодня существует слишком много одинаковых групп, наполненных подобным контентом. К кому ни глянешь на страничку — сплошные цитаты цитат, котики, репосты всяких глупостей, и почти полное отсутствие какого-либо творчества. Поэтому единственный способ быть интересным аудитории – создавать необычный или полезный контент и при этом не напрягать пользователей, ведь они приходят в соцсети отдыхать. Отличный пример такой работы – группы МИД России в Twitter и Facebook.
Сегодня активно меняется пользовательское поведение: люди переходят к более мобильному потреблению контента, и с этим связано интенсивное развитие мобильных коммуникаций и мультиплатформенность. Надо понимать, что 26% молодежной аудитории мира ищет информацию о продуктах и услугах с помощью мобильных приложений и сервисов. Компания CNN уже объявила о том, что 40% от общего трафика их сайта является мобильным. Мы уверены, что большинство пермских сайтов приближается к этой статистике.
Мобильные приложения могут стать полезны не только компаниям, продающим какие-то товары. Это отличный способ получения обратной связи и коммуникации с аудиторией даже у органов власти. К примеру, Правительство Москвы разработало мобильное приложение «Активный гражданин», которое позволяет жителям столицы участвовать в жизни города и, голосуя, принимать важные решения.
4. Двусторонняя коммуникация с обратной связью
Обратная связь и двустороння коммуникация – это отдельный тренд. Пол Холмс, основатель «Холмс груп» и создатель «Холмс репорт», наиболее авторитетного в мире ежегодного исследования рынка пиар, отметил важность прописной истины PR, которая в эпоху соцсетей становится как никогда актуальна: «Ваш бренд - это уже не то, что вы о нем расскажете аудитории. Это то, что они сами о нем говорят. Общество самостоятельно формирует мнение о брендах и компаниях и делает это максимально публично».
Обратная связь поможет не только вовлечь аудиторию в процесс, но и поможет в достижении конкретных целей. Помните недавно запущенную акцию Ice Bucket Challenge? Многие участники, облившись водой и поставив правильный хэштег, на самом деле забывали про суть акции и про то, что необходимо отправить деньги в благотворительный фонд ALS Association. Организаторы не постеснялись и отправляли сообщение с благодарностью за участие и напоминанием о внесении средств каждому участнику акции.
5. Эмоциональная вовлеченность потребителя
Отдельного внимания сегодня в продвижении товаров или услуг заслуживает эмоциональная вовлеченность потребителей. Наиглавнейшая вещь для получения высокого места в мировом рейтинге креативности — это донесение ценности. Именно человеческая ценность рождает приятную, интересную и ценную для культуры в целом историю. В России же пока, по большей части, просто продают вещи.
Сегодня многие компании продают одни и те же товары и услуги со схожими характеристиками. Как с этим жить? Сразу на примере: Adrenalinе Rush, напиток который выделяется из схожих товаров. Почему? Потому что при выборе формы продвижения пиарщики выбрали переход от функциональных преимуществ продукта (энергия, бодрость) к эмоциональным драйверам (яркие, незабываемые, уникальные эмоции от экстремального спорта).
6. Эффективность превыше всего
Лет 10-15 назад в обществе существовало представление о PR-специалисте как о всемогущем шамане, совершающем никому не понятные действия, которые приносят результат. Со временем в функционале PR-специалиста разобрались, и встала дилемма: кто же такой PR-специалист?
Это обслуживающий персонал вроде охранника или уборщицы, который не создает ценности для организации, но просто должен быть у любой уважающей себя компании. Или это источник прибыли, лояльности к компании клиентов и сотрудников?
Вторая точка зрения победила, и сейчас затраты на PR являются инвестицией. Естественно, когда компания инвестирует, она ожидает измеримой отдачи. В результате меряют все: экономическую выгоду PR, охват, коннотации, в которых компании или товар появляются в публичном пространстве, эмоциональную вовлеченность. Измеримых данных сейчас в избытке, и каждая компания настраивает систему измерений исходя из своих целей.
7. Прозрачность рынка.
Рынок PR-услуг становится все более открытым. Условия сотрудничества PR-компаний с заказчиком теперь прозрачны, сметы агентств раскрываются вплоть до почасовых ставок конкретных специалистов. На федеральном уровне в рамках профессиональных ассоциаций существуют рекомендованные ставки вознаграждений специалистов в час. При этом ставки высококлассных, опытных специалистов растут, потому что бизнесмены не готовы платить много за типовые, стандартизированные решения. Они готовы платить за экспертность решения. Так, например, ставка генерального директора крупного московского PR-агентства может составлять 413 евро в час!
Более того, в 2014 году впервые создан Национальный рейтинг коммуникационных компаний, в который вошли крупнейшие компании. Хороший шаг, чтобы выделить крупнейших участников рынка, и клиенты знали, кому можно доверять.
Конечно же, список перечисленных направлений развития PR-отрасли не исчерпывающий, но, тем не менее, на наш взгляд, он отражает основные изменения как в поведении потребителей, так и в работе коммуникационных агентств и ситуации на рынке PR в целом.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.