/novosti/index.php?nomer=24514
20 ноября 2013 | 13:48

Кофекино, очень темно

Миллионы зрителей, которые бывают в крупных кинотеатрах Перми и все вместе оставляют в них миллионы рублей в год, даже не снились «Пермской синематеке», которая базируется в «Премьере». 

По примерным подсчетам, этот маленький кинотеатр занимает какие-то смешные 3% от всего рынка кинопроката в Перми. Но это и понятно. Ставка на интеллектуальность никогда не приносит массового успеха и колоссального дохода. Зато преданность постоянных зрителей здесь такая, что и не снилась киномагнатам.



За полчаса до шоу 
 
Радиста не было. То есть не то, чтобы он опаздывал, но один отказался, другой заболел, в итоге – не было главного ведущего запланированного шоу. Аня Гилева, event-менеджер кинотеатра «Премьер», тоскливо поделилась этим с администратором.

— Как нет? – удивилась та. 
 
— Ну вот так. Только если он за эти полчаса не свалится мне на голову. 
 
И он свалился. Позвонили по номеру, найденному в интернете, и преподаватель физики на том конце провода запросто согласился и тут же приехал. Совершенно случайно в тот день он положил в рюкзак радиопередатчики.

Телемост Пермь-Нью-Йорк на морзянке 

Через полчаса зал №4 кинотеатра «Премьер» был забит до отказа, люди сидели даже на ступеньках. Пока они рассаживались, с экрана на них смотрел Николас Мэйсон – основатель крупнейшего в мире фестиваля короткометражного кино Manhattan Short Film Festival. В этот момент он у себя в Нью-Йорке с кружкой чая пожевывал печенюшки и хихикал с переводчиком в Skype, наблюдая за пермяками. А пермяки хихикали над ним и над всем этим, потому что выглядело это так, будто «большой брат» следит за ними.

И тут начинается что-то космическое. Удачно найденный физик – фанатичный радиолюбитель – рассказывает зрителям об азбуке морзе, они гасят свет, берут фонарики и морзянкой мигают Николасу – «Ура Манхэттенскому фестивалю! Мы любим кино!". «Олдскульный» физик перед ними показывает, как надо, и делает это так быстро и забавно, что все начинают хохотать и конец послания смазывается. Но все равно это было, возможно, самое веселое утро у Николаса Мэйсона – когда еще он видел коллективную морзянку из Перми в 9 утра по нью-йоркскому времени? От хохота он даже забыл про свой собственный фонарь.

Кино без попкорна 
 
Вот это и есть «Пермская синематека» в «Премьере». «Кино без попкорна», как гласит ее принцип. Ни в одном другом кинотеатре Перми не проводят, например, тренинг по дыхательной йоге перед премьерой фильма «Самсара». Нигде зрители не танцуют сальсу.

И самое главное отличие от «больших» кинотеатров – здесь регулярно фильмы обсуждают. Здесь думают, а не жуют.

Сам кинотеатр существует с 2001 года, а своего рода ребрендинг состоялся в 2006, когда на базе «Премьера» создали «Пермскую синематеку». Тогда и появилась здесь новая идеология, новая атмосфера. «По образу и подобию французской синематеки – мы этим немножко бравируем, – признается программный директор Анна Сидякина. – Задача синематеки – обеспечивать альтернативный кинопоказ. Здесь показывают то, что нельзя посмотреть в других кинотеатрах. Таких мест немного в России». 

 

Например, только здесь и больше нигде в Перми идут «Пена дней» Мишеля Гондри, «Пина. Танец страсти 3D» Вима Вендерса. «Многие фильмы европейских, латиноамериканских, азиатских режиссеров, победители и номинанты ведущих мировых кинофестивалей – их берем в прокат только мы. Мы знаем, что в Перми есть те, кому интересны Кристиан Мунджиу, Михаэль Ханеке, Франсуа Озон, Питер Гринуэй», - рассказывает Анна Сидякина.

Программный директор объясняет, что главный принцип отбора – «хорошее кино». То есть в прокате идут самые разные фильмы – и артхаусные, и массовые. Да, «Премьер» старается не брать коммерческий мейнстрим – боевики, фантастику, триллеры и хоррор. Но если они вписываются в концепцию, то почему нет? «К примеру, "Малавита" – авторский комедийный боевик Люка Бессона, очень неплохо прошел в "Премьере"».

Несмотря на то, что кино здесь показывают самое разное, за «Премьером» все равно прочно закрепилась репутация артхаусного кинотеатра. Но альтернативный кинопоказ – это лишь одна из оболочек всего проекта, говорит Анна Сидякина. Потому что «Пермская синематека» – это не только просмотр фильмов, это клубы, фестивали, живые небанальные события. Взять тот же сеанс морзянки.



Киноклубный стиль 

Именно киноклубы на разные темы – это одна из фишек «Пермской синематеки». На «Ретро-сеансе» собираются любители старых фильмов, английский киноклуб – для тех, кто хочет посмотреть кино на английском. Есть даже киноклуб любителей лошадей, где показывают и обсуждают фильмы, связанные с лошадьми, коневодством, конным спортом. Казалось бы, совсем специфическая тема, для очень узкого круга людей. Но, как выяснилось, нет. Говорят, на первых встречах было не протолкнуться. 
Спецпроект: кино
За рулем киномашины: основатель сети Very Velly Александр Флегинский о кинобизнесе в Перми и вкусах зрителей


Надо признать, что с такими клубами по интересам синематека держится в современном русле. Подобная суперузкая сегментация есть сейчас во всех сферах бизнеса – кто-то делает кафе для велосипедистов, кто-то – книжный магазин только с бизнес-литературой. «Это наша политика – охват самой разной аудитории», – объясняет программный директор.

Что интересно, большинство киноклубов создавались по инициативе сторонних людей, страстно увлеченных чем-то. Такие клубы интереснее всего, признается Анна Сидякина, потому что человек вкладывает в них свою энергию, часть жизни. По сути, в этом их сила.

Но одновременно и слабость, как выяснилось. Раз киноклубы держатся на конкретных организаторах, то когда меняется что-то у них – меняются и программы синематеки. За последние годы клубных программ стало значительно меньше. Еще пару лет назад их было больше 20, а сейчас – 11.

Впрочем, в синематеке самостоятельно следят за модными, актуальными темами и, почувствовав интерес к ним, стараются организовать новые программы. К слову, в этом месяце появился киноклуб экологического кино «Зеленая планета». Пока на уровне замысла – психологический киноклуб для детей: по аналогии с действующим клубом «Кино и психоанализ», чтобы после фильма обсуждать и решать детские проблемы. Есть заявка от родителей и на английский киноклуб для детей. Один из пермских журналистов предложил идею спортивного клуба, рассказала Анна Сидякина. 

На что еще создатели синематеки делают ставку сегодня? По словам Анны Сидякиной, «Премьер» обновляется и в техническом плане. С начала сентября начал работать зал с цифровым оборудованием DCP (Digital Cinema Package). Это позволяет кинотеатру брать новые фильмы, показывать которые раньше не было технической возможности. В «цифре» прошли «Молода и прекрасна» Озона, «Малавита» Бессона, сейчас – долгожданный «Географ глобус пропил». С последним, кстати, связана еще одна давняя мечта синематеки – о создании большого кинопроизводства в Перми. Генеральный директор «Пермкино» Павел Печенкин уже не один год продвигает идею кинокомиссии, которая привлекала бы в Пермский край съемочные группы и организовывала процесс. Такие комиссии пока есть лишь в Питере и Владивостоке. 
 
Как ни крути, «Пермская синематека» пока остается очень камерным проектом. В год здесь бывает не больше 100 тысяч зрителей (и надо помнить, что многие из них – это постоянные посетители). В то время как во всех кинотеатрах города за год насчитывается порядка 3 миллионов посещений.

Но в этом и прелесть. «В таких небольших кинотеатрах, во-первых, билеты всегда есть, во-вторых, очереди всегда маленькие, здесь все расскажут, покажут. Все тут такие молодые. Вы душой из нашего прошлого, что ли?» – удивляется посетительница клуба «Ретро» по имени Анюта. Ее и других пенсионеров журнал «Сноб» расспрашивал о том, почему они постоянно ходят смотреть кино в «Премьер». 

 

Свободомыслие под крылом государства 

Что больше всего поражает в «Пермской синематеке» – на фоне происходящего сегодня в пермской культуре – так это покровительство государства. «Пермкино», на базе которого создана синематека – 100% государственное автономное учреждение культуры, которое финансируется из бюджета Пермского края. С одной стороны, это логично, потому что такие камерные проекты заведомо убыточны и нуждаются в финансовой поддержке. Ни один бизнесмен в здравом уме не станет вкладывать в них. Но, с другой стороны, существование такого островка либеральности и даже свободомыслия само по себе кажется удивительным в современной обстановке, а за счет государства – просто немыслимым.

Анастасия Костина: Как оно позволяет такое делать? Это ведь как бы ненормально для государства с его же точки зрения. Тем более в нынешних реалиях…

Анна Сидякина: Настя, не провоцируйте. И не сглазьте!

Вы думаете, что не так уж все страшно?

В нашем «фрагменте» государство пока исправно выполняет свою культурную функцию. «Премьер» и синематека обеспечивают интеллектуальные, духовные, творческие запросы очень разных людей, разных профессий, возрастов, интересов – это и есть культурная политика. В этом государство обязано помогать. В общем, мы работаем, коллективно делаем то, что считаем нужным, и эту возможность у нас никто не отнимает.

И слава богу! Но вы только что сказали – «не сглазьте». Значит, есть какие-то сомнения, тревога насчет будущего?

Сомнения и тревога – это нормальное состояние любого разумного человека… Конечно, возникают разные недоумения по поводу того, что происходит за стенами синематеки. Но мы не впадаем в уныние. Мы заняты делом. Недавно на «Текстуре» обсуждали тему: пермский проект завершен – что дальше? А дальше будет то же, что и прежде – жизнь. Пока есть люди, будет жизнь. Пермская синематека возникла за несколько лет до начала «культурной революции», успешно развивалась при ней, и будет жить дальше, пока есть Павел Печенкин, пока есть все мы и с нами наши зрители.

Текст - Анастасия Костина, фото - Ольга Сорокина. 

читать далее
Посмотрите, как планируется изменить внешний вид вокзала Пермь II
Компания РЖД разработала новый проект реконструкции вокзала Пермь II, который отличается от представленного шесть лет назад. 
4768
Светильники из кожаных ремней и техно-Япония
Посмотрите на пять ресторанов с необычным интерьером, которые открылись в Перми в прошлом году.
2961
Где в Перми можно увидеть исторические чугунные ограды и ажурные решетки
Пермь - это не только купеческие особняки и старые парки, но и то, что их охраняет. И часто ограждения являются такими же произведениями искусства, как и исторические объекты.  
6991
В советское время для озеленения Компроса использовали пальмы
Необычные для местного климата растения можно было встретить на Комсомольской площади и около кинотеатра «Кристалл». Рассказываем, как был организован этот проект.
208310
.
/novosti/index.php?nomer=24514