20 ноября 2013 | 13:48

Кофекино, очень темно

Миллионы зрителей, которые бывают в крупных кинотеатрах Перми и все вместе оставляют в них миллионы рублей в год, даже не снились «Пермской синематеке», которая базируется в «Премьере». 

По примерным подсчетам, этот маленький кинотеатр занимает какие-то смешные 3% от всего рынка кинопроката в Перми. Но это и понятно. Ставка на интеллектуальность никогда не приносит массового успеха и колоссального дохода. Зато преданность постоянных зрителей здесь такая, что и не снилась киномагнатам.



За полчаса до шоу 
 
Радиста не было. То есть не то, чтобы он опаздывал, но один отказался, другой заболел, в итоге – не было главного ведущего запланированного шоу. Аня Гилева, event-менеджер кинотеатра «Премьер», тоскливо поделилась этим с администратором.

— Как нет? – удивилась та. 
 
— Ну вот так. Только если он за эти полчаса не свалится мне на голову. 
 
И он свалился. Позвонили по номеру, найденному в интернете, и преподаватель физики на том конце провода запросто согласился и тут же приехал. Совершенно случайно в тот день он положил в рюкзак радиопередатчики.

Телемост Пермь-Нью-Йорк на морзянке 

Через полчаса зал №4 кинотеатра «Премьер» был забит до отказа, люди сидели даже на ступеньках. Пока они рассаживались, с экрана на них смотрел Николас Мэйсон – основатель крупнейшего в мире фестиваля короткометражного кино Manhattan Short Film Festival. В этот момент он у себя в Нью-Йорке с кружкой чая пожевывал печенюшки и хихикал с переводчиком в Skype, наблюдая за пермяками. А пермяки хихикали над ним и над всем этим, потому что выглядело это так, будто «большой брат» следит за ними.

И тут начинается что-то космическое. Удачно найденный физик – фанатичный радиолюбитель – рассказывает зрителям об азбуке морзе, они гасят свет, берут фонарики и морзянкой мигают Николасу – «Ура Манхэттенскому фестивалю! Мы любим кино!". «Олдскульный» физик перед ними показывает, как надо, и делает это так быстро и забавно, что все начинают хохотать и конец послания смазывается. Но все равно это было, возможно, самое веселое утро у Николаса Мэйсона – когда еще он видел коллективную морзянку из Перми в 9 утра по нью-йоркскому времени? От хохота он даже забыл про свой собственный фонарь.

Кино без попкорна 
 
Вот это и есть «Пермская синематека» в «Премьере». «Кино без попкорна», как гласит ее принцип. Ни в одном другом кинотеатре Перми не проводят, например, тренинг по дыхательной йоге перед премьерой фильма «Самсара». Нигде зрители не танцуют сальсу.

И самое главное отличие от «больших» кинотеатров – здесь регулярно фильмы обсуждают. Здесь думают, а не жуют.

Сам кинотеатр существует с 2001 года, а своего рода ребрендинг состоялся в 2006, когда на базе «Премьера» создали «Пермскую синематеку». Тогда и появилась здесь новая идеология, новая атмосфера. «По образу и подобию французской синематеки – мы этим немножко бравируем, – признается программный директор Анна Сидякина. – Задача синематеки – обеспечивать альтернативный кинопоказ. Здесь показывают то, что нельзя посмотреть в других кинотеатрах. Таких мест немного в России». 

 

Например, только здесь и больше нигде в Перми идут «Пена дней» Мишеля Гондри, «Пина. Танец страсти 3D» Вима Вендерса. «Многие фильмы европейских, латиноамериканских, азиатских режиссеров, победители и номинанты ведущих мировых кинофестивалей – их берем в прокат только мы. Мы знаем, что в Перми есть те, кому интересны Кристиан Мунджиу, Михаэль Ханеке, Франсуа Озон, Питер Гринуэй», - рассказывает Анна Сидякина.

Программный директор объясняет, что главный принцип отбора – «хорошее кино». То есть в прокате идут самые разные фильмы – и артхаусные, и массовые. Да, «Премьер» старается не брать коммерческий мейнстрим – боевики, фантастику, триллеры и хоррор. Но если они вписываются в концепцию, то почему нет? «К примеру, "Малавита" – авторский комедийный боевик Люка Бессона, очень неплохо прошел в "Премьере"».

Несмотря на то, что кино здесь показывают самое разное, за «Премьером» все равно прочно закрепилась репутация артхаусного кинотеатра. Но альтернативный кинопоказ – это лишь одна из оболочек всего проекта, говорит Анна Сидякина. Потому что «Пермская синематека» – это не только просмотр фильмов, это клубы, фестивали, живые небанальные события. Взять тот же сеанс морзянки.



Киноклубный стиль 

Именно киноклубы на разные темы – это одна из фишек «Пермской синематеки». На «Ретро-сеансе» собираются любители старых фильмов, английский киноклуб – для тех, кто хочет посмотреть кино на английском. Есть даже киноклуб любителей лошадей, где показывают и обсуждают фильмы, связанные с лошадьми, коневодством, конным спортом. Казалось бы, совсем специфическая тема, для очень узкого круга людей. Но, как выяснилось, нет. Говорят, на первых встречах было не протолкнуться. 
Спецпроект: кино
За рулем киномашины: основатель сети Very Velly Александр Флегинский о кинобизнесе в Перми и вкусах зрителей


Надо признать, что с такими клубами по интересам синематека держится в современном русле. Подобная суперузкая сегментация есть сейчас во всех сферах бизнеса – кто-то делает кафе для велосипедистов, кто-то – книжный магазин только с бизнес-литературой. «Это наша политика – охват самой разной аудитории», – объясняет программный директор.

Что интересно, большинство киноклубов создавались по инициативе сторонних людей, страстно увлеченных чем-то. Такие клубы интереснее всего, признается Анна Сидякина, потому что человек вкладывает в них свою энергию, часть жизни. По сути, в этом их сила.

Но одновременно и слабость, как выяснилось. Раз киноклубы держатся на конкретных организаторах, то когда меняется что-то у них – меняются и программы синематеки. За последние годы клубных программ стало значительно меньше. Еще пару лет назад их было больше 20, а сейчас – 11.

Впрочем, в синематеке самостоятельно следят за модными, актуальными темами и, почувствовав интерес к ним, стараются организовать новые программы. К слову, в этом месяце появился киноклуб экологического кино «Зеленая планета». Пока на уровне замысла – психологический киноклуб для детей: по аналогии с действующим клубом «Кино и психоанализ», чтобы после фильма обсуждать и решать детские проблемы. Есть заявка от родителей и на английский киноклуб для детей. Один из пермских журналистов предложил идею спортивного клуба, рассказала Анна Сидякина. 

На что еще создатели синематеки делают ставку сегодня? По словам Анны Сидякиной, «Премьер» обновляется и в техническом плане. С начала сентября начал работать зал с цифровым оборудованием DCP (Digital Cinema Package). Это позволяет кинотеатру брать новые фильмы, показывать которые раньше не было технической возможности. В «цифре» прошли «Молода и прекрасна» Озона, «Малавита» Бессона, сейчас – долгожданный «Географ глобус пропил». С последним, кстати, связана еще одна давняя мечта синематеки – о создании большого кинопроизводства в Перми. Генеральный директор «Пермкино» Павел Печенкин уже не один год продвигает идею кинокомиссии, которая привлекала бы в Пермский край съемочные группы и организовывала процесс. Такие комиссии пока есть лишь в Питере и Владивостоке. 
 
Как ни крути, «Пермская синематека» пока остается очень камерным проектом. В год здесь бывает не больше 100 тысяч зрителей (и надо помнить, что многие из них – это постоянные посетители). В то время как во всех кинотеатрах города за год насчитывается порядка 3 миллионов посещений.

Но в этом и прелесть. «В таких небольших кинотеатрах, во-первых, билеты всегда есть, во-вторых, очереди всегда маленькие, здесь все расскажут, покажут. Все тут такие молодые. Вы душой из нашего прошлого, что ли?» – удивляется посетительница клуба «Ретро» по имени Анюта. Ее и других пенсионеров журнал «Сноб» расспрашивал о том, почему они постоянно ходят смотреть кино в «Премьер». 

 

Свободомыслие под крылом государства 

Что больше всего поражает в «Пермской синематеке» – на фоне происходящего сегодня в пермской культуре – так это покровительство государства. «Пермкино», на базе которого создана синематека – 100% государственное автономное учреждение культуры, которое финансируется из бюджета Пермского края. С одной стороны, это логично, потому что такие камерные проекты заведомо убыточны и нуждаются в финансовой поддержке. Ни один бизнесмен в здравом уме не станет вкладывать в них. Но, с другой стороны, существование такого островка либеральности и даже свободомыслия само по себе кажется удивительным в современной обстановке, а за счет государства – просто немыслимым.

Анастасия Костина: Как оно позволяет такое делать? Это ведь как бы ненормально для государства с его же точки зрения. Тем более в нынешних реалиях…

Анна Сидякина: Настя, не провоцируйте. И не сглазьте!

Вы думаете, что не так уж все страшно?

В нашем «фрагменте» государство пока исправно выполняет свою культурную функцию. «Премьер» и синематека обеспечивают интеллектуальные, духовные, творческие запросы очень разных людей, разных профессий, возрастов, интересов – это и есть культурная политика. В этом государство обязано помогать. В общем, мы работаем, коллективно делаем то, что считаем нужным, и эту возможность у нас никто не отнимает.

И слава богу! Но вы только что сказали – «не сглазьте». Значит, есть какие-то сомнения, тревога насчет будущего?

Сомнения и тревога – это нормальное состояние любого разумного человека… Конечно, возникают разные недоумения по поводу того, что происходит за стенами синематеки. Но мы не впадаем в уныние. Мы заняты делом. Недавно на «Текстуре» обсуждали тему: пермский проект завершен – что дальше? А дальше будет то же, что и прежде – жизнь. Пока есть люди, будет жизнь. Пермская синематека возникла за несколько лет до начала «культурной революции», успешно развивалась при ней, и будет жить дальше, пока есть Павел Печенкин, пока есть все мы и с нами наши зрители.

Текст - Анастасия Костина, фото - Ольга Сорокина.